Москва. 5 февраля. INTERFAX.RU - В ближайшее время в России может быть ограничено распространение компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость.
В среду Госдума приняла на рассмотрение законопроект справедливоросса Олега Михеева "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Парламентарий предлагает изъять из открытого доступа "программы для ЭВМ и баз данных, запрещенные для детей". В пояснительной записке к законопроекту оговаривается, что речь идет о компьютерных играх, в которых содержится открытая пропаганда насилия.
Предложения об ограничении оборота видеоигр стали звучать после инцидента со стрельбой в московской школе № 263. В понедельник, 3 февраля, старшеклассник, вооруженный винтовкой и карабином, ворвался в школу, расстрелял учителя географии и взял один из классов в заложники. Когда на место происшествия приехали полицейские, старшеклассник открыл огонь и по ним. В результате прапорщик полиции Сергей Бушуев погиб, еще один полицейский - старший сержант Владимир Прохин - получил тяжелые ранения.
По словам Михеева, внесенный им законопроект разработан задолго до стрельбы в московской школе. "Эти "стрелялки" являются, по сути, пособием для подростков, как уничтожить противника всеми доступными средствами, учат стрелять и целиться во врагов не промахиваясь, и вот результат - то, что мы имеем", - сказал Михеев "Интерфаксу" во вторник.
Он считает, что такие игры калечат психику детей, воспитывая в них жестокость и приверженность к низменным и чуждым нам ценностям.
"Когда сила - это все, что надо в жизни, бей слабого, убей противника и так далее. Уровень жестокости несовершеннолетних за последние годы чрезвычайно вырос. Сегодня, в век высоких компьютерных технологий, привлекательность для детей красивых картинок, анимэ с возможностью самому решать, кого миловать, а кого уничтожить, значительно привлекательнее, чем чтение, и одним из наиболее простых эмоциональных проявлений человека является проявление агрессии со всеми вытекающими из этого пагубными последствиями", - констатировал Михеев.
Депутат также вспомнил историю с Александром Копцевым, который, по его словам, помешался на компьютерных играх. "Под их воздействием, и это было доказано в ходе проведенных экспертиз, напавшего на прихожан в московской синагоге и получившего 16 лет колонии", - отметил Михеев.
Не менее показательно, считает парламентарий, и массовое убийство в столичном офисе аптечной сети "Ригла", устроенное ее сотрудником Дмитрием Виноградовым.
"Регулирование" или "цензура
В конце прошлого года Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) оценивала объем российского рынка компьютерных игр в 2012 году в 28,5 млрд рублей. В 2013 году этот рынок вырос на 21%. Итоговые данные за прошлый год по этому рынку еще не подведены.
РАЭК прогнозировала также, что в 2014 году российский игровой рынок может вырасти более чем на 20% при введении мер по стимулированию безналичных платежей и невмешательстве государства в регулирование Интернета. При активном регулировании Интернета государством и отсутствии мер по стимулированию делового климата рост этого рынка прогнозировался на уровне 10%.
Также в прошлом году исследовательская компания J'son & Partners Consulting (J&P) и Mail.ru Group оценивали объем российского игрового рынка (онлайн-игры) в $1,3 млрд. При этом Mail.ru, которая является одним из основных игроков на этом рынке, уточняла, что около 30% объема рынка приходилось на сегмент многопользовательских онлайн-игр.
"Видеоигры относятся к индустрии массовых развлечений, в этом контексте говорить о них нужно так же, как, например, о кино или музыке, - прокомментировал "Интерфаксу" появление "игрового" законопроекта руководитель проекта "Игры@Mail.ru" Александр Кузьменко. - У любого фильма есть возрастной рейтинг или рекомендации по просмотру - "только в сопровождении взрослых". Если функции регулятора игровой индустрии ограничиваются выдачей возрастных рейтингов, то это вполне нормально".
Однако, по его мнению, в России зачастую путают смысл слова "регулирование" и читают его как "цензура", поэтому появление еще одного регулятора вряд ли поможет издателям и разработчикам игр.
"На мой взгляд, в России подобный регулятор не нужен ни вне, ни внутри индустрии, - сказал Кузьменко. - Возрастные рейтинги играм в 30 европейских странах последние десять лет выдает организация PEGI (Pan European Game Information - европейская рейтинговая система видеоигр и другого развлекательного программного обеспечения), я считаю, что было бы полезно присоединиться к этой системе, а заодно и объяснить, что большинство игр рассчитаны на совершеннолетних".