Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU - Спустя 23 года после распада СССР и со второй попытки 18 февраля в Москве планируется подписание договоров о российско-эстонской государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. Кроме того, намечено также заключение двустороннего соглашения о дипломатической недвижимости. С этой целью в российскую столицу прибудет министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт.
Договоры о российско-эстонской государственной границе и о разграничении морских пространств были подписаны в Москве 18 мая 2005 года Паэтом и его российским коллегой Сергеем Лавровым. Однако при выполнении ратификационных процедур эстонская сторона в одностороннем порядке включила в соответствующий закон ссылку на Тартуский мирный договор 1920 года, по которому проходила довоенная граница и который Россия считает принадлежащим истории, утратившим юридическую силу документом. Российская сторона расценила эту ссылку как возможность предъявить ей в будущем территориальные притязания и отозвала свои подписи под договорами.
В 2012 году переговоры о границе возобновились, и стороны пришли к единому мнению о необходимости заключить новые договоры, исключающие возможности неверной трактовки. В них были включены две новые фразы: что у сторон нет территориальных притязаний друг к другу, и что эти конкретные договоры рассматривают только вопросы, связанные с государственной границей. В середине мая 2013 года глава МИД Эстонии сообщил, что переговоры по новым пограничным договорам успешно завершены.
В октябре прошлого года президент России Владимир Путин одобрил предложение правительства подписать с Эстонией договоры о российско-эстонской государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах.
Перед поездкой в Москву глава МИД Эстонии Урмас Паэт дал интервью корреспонденту "Интерфакса" в Эстонии Аркадию Присяжному.
- Господин министр, фактически эпопея с пограничными договорами тянется уже двадцать лет. Были тяжелые переговоры, стороны искали консенсусное решение. Вы удовлетворены работой, которая наконец-то подходит к концу?
- На самом деле работа была фактически завершена еще в 2005 году, и парламент Эстонии уже ратифицировал эти договоры. Но, как известно, российская сторона отозвала свои подписи, и мы сейчас также не считаем себя больше связанными с договорами 2005 года.
- Что означают для вас эти договоры?
- Я считаю их важными, я считаю важным, чтобы наша государственная граница была зафиксирована в правовом порядке.
- Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич недавно заявил, цитирую: “Очень надеемся, что нынешний этап согласования завершен и министры подпишут соответствующие документы. Рассчитываем, что откатов и попыток заново интерпретировать эти документы с эстонской стороны не будет. Однако российская сторона не может давать таких гарантий за Эстонию. Этот вопрос надо адресовать нашим партнерам, непосредственно министру иностранных дел Эстонии”. Лукашевич явно имел в виду злополучную преамбулу в законе о ратификации договоров 2005 года. Можете ли Вы дать гарантию, что с эстонской стороны не будет «маневров»?
- Я не понимаю, почему мы вообще говорим об этом в таком виде. Если мы готовы заключить договор, то мы готовы заключить договор. По-моему, совершенно бессмысленно говорить о каких-то маневрах. Заключим договор и не будем больше говорить о том, что у кого-то есть какие-то хитрые планы. Это совершенно неразумно.
- Если подписание договоров состоится, как и намечено, 18 февраля, когда правительство Эстонии может передать договоры на ратификацию в парламент?
- По срокам пока нет никаких планов. Давайте сначала подпишем договоры.
- Есть ли надежда, что они будут ратифицированы в ходе еще нынешней, весенней сессии? Как известно, в конце мая в Эстонии пройдут выборы депутатов Европарламента, и не исключено, что пограничная тематика и в целом эстонско-российские отношения могут стать доминантой в ходе выборной кампании и вызвать очередную вспышку антироссийских настроений у определенных слоев общества и политиков.
- О том, когда договоры будут ратифицированы, нужно спросить у депутатов парламента. Что же касается выборов в Европарламент, то я здесь не вижу связи. Не стоит один вопрос – о пограничных договорах - включать в другой контекст. В центре кампании по выборам в Европарламент должно быть будущее Европейского союза и роль Эстонии в этом.
- Что бы Вы могли сказать критикам договоров о границе, которых немало?
- Я неоднократно говорил, что чем меньше между соседями юридически нерешенных, не зафиксированных в правовом поле вопросов, тем лучше. И если сейчас, после 20 лет с начала переговоров, вопрос будет решен и под этой темой будет подведена черта, когда государства договорятся о пограничной линии и это будет подтверждено соответствующими действующими договорами, то в данной сфере у Эстонии и России не должно быть больше никаких разногласий.
- Пару недель назад вы с российским коллегой Сергеем Лавровым обсуждали вопрос об эстонско-российской договорной базе. Речь шла только о пограничных договорах и соглашении о дипломатической недвижимости или рассматривались и другие вопросы?
- У нас уже имеются договоры по целому ряду сфер двусторонних отношений. Но есть еще целый ряд нерешенных вопросов. Так, я надеюсь, что, кроме пограничных договоров и соглашения о дипломатической недвижимости, в ближайшее время будет подписано соглашение о сотрудничества в области спасательных работ, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. Затем, я надеюсь, Россия вернется к ратификации договора об избежании двойного налогообложения, который ждет этого уже многие годы. Да и вообще нам нужна рамочная база по экономическому сотрудничеству.
- Если будет решена пограничная проблематика, не могли бы вы назвать проблемы, которые, на Ваш взгляд, требуют первоочередного решения?
- Прежде всего, я бы называл их не проблемами, а возможностями. В этом контексте темой номер один я бы обозначил открытость и частоту общения руководителей государств. Ибо прежде чем говорить о каких-то конкретных вещах, важно, чтобы руководители Эстонии и России встречались и общались между собой значительно чаще, чем это было до сих пор. Это ненормально, когда руководители двух государств встречаются очень редко.
Например, со стороны России еще не было ни одного визита на уровне ни президента, ни премьер-министра, ни даже министра иностранных дел. Да и наших визитов в Россию тоже было относительно мало. Главное, повторюсь, необходимо, прежде всего, нормальное, частое и открытое общение.
Ну и на второе место я бы вновь поставил договор об избежании двойного налогообложения, что позволит наладить нормальное развитие экономических отношений между соседними государствами.
- Ваш однопартиец, председатель парламентской комиссии по культуре Урмас Клаас вышел на днях с предложением заняться после подписания договоров о границе вопросом об установлении пограничной безвизовой зоны в 30-50 км для местных жителей. Такой, как, например, действует между Россией и Норвегией и, если не ошибаюсь, Польшей. Как Вы к этому относитесь?
- Моим предпочтением все же остается цель добиться того, чтобы были достигнуты все предварительные условия для визовой свободы, как таковой. Эстония - страна с не очень большой территорией, чтобы в ней создавать еще одну некую разделительную зону. Мне это предложение не кажется приемлемым.
Я считаю, что как Европейский союз, так и Россия должны работать в направлении выполнения предварительных условий по визовой свободе. Я понимаю, что Россия - государство с очень большой территорией, и с ее точки зрения вполне приемлемо установление на окраинах зон с иным визовым режимом. С точки зрения России это разумно, но с точки зрения Эстонии прокладывать по нашей небольшой территории еще некую линию, по-моему, не самое верное решение.