Глава Renault в России Брюно Анселен: "Резкое падение рубля поставит под угрозу многие проекты"

Глава российского подразделения Renault Брюно Анселен рассказал в интервью "Интерфаксу" о том, как ситуация в российской экономике может сказаться на планах компании

Глава Renault в России Брюно Анселен: "Резкое падение рубля поставит под угрозу многие проекты"
Логотип компании Renault.
Фото: Reuters

Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - Французский автомобилестроительный концерн Renault планирует к концу марта завершить переговоры по организации производства на мощностях ОАО ЗИЛ. Почему компания не называет модели, которые будут производиться на ОАО "АвтоВАЗ", о влиянии курса рубля на экономику автопроизводителей - об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал глава российского подразделения Renault Брюно Анселен.

- В сентябре прошлого года на автосалоне во Франкфурте вы говорили, что переговоры по организации производства легких коммерческих автомобилей Renault близки к завершению. На какой стадии проект?

- Наша цель - завершить переговоры к концу марта. Мы подписали соглашение о конфиденциальности до конца марта, поэтому мы хотим закончить обсуждение проекта в самом ближайшем будущем. У нас по-прежнему есть некоторые нерешенные вопросы, но основная проблема, которая серьезно угрожает проекту, - падение курса рубля. И эта проблема возникла относительно недавно, так как рубль сильно упал именно в последние два месяца. Серьезность ситуации заключается в том, что из-за того, что объемы производства, которые мы закладываем, небольшие, уровень локализации также будет не очень высоким, так как увеличение локализации, в свою очередь, раздувает объем инвестиций. Следовательно, некоторые комплектующие нам придется импортировать, а они стоят очень недешево. В текущей экономической ситуации из-за низкого курса рубля создается угроза всей рентабельности проекта. Честно говоря, я даже не знаю, что мы можем сделать в данной ситуации. Не могу сказать, что все остальное благополучно, но вполне решаемо путем переговоров - я уверен в этом. У нас есть вопросы, связанные с утилизационным сбором, некоторая неясность с финансовой структурой проекта. Но если по сбору и прочим вещам еще можно договориться, то с рублем договориться не получится, нам придется как-то справляться с этим.

Единственный выход - повысить цену на автомобиль, но таким образом мы будем проигрывать лидеру рынка - группе ГАЗ, которая практически не пострадает из-за снижения курса благодаря низкой зависимости от импорта. Столь резкое снижение курса поставит под угрозу многие проекты, в особенности те, которые находятся на промежуточной стадии развития, когда производство сильно зависит от импорта.

- Каков минимальный объем производства, чтобы оно было рентабельным? Скажем, 25 тысяч автомобилей в год?

- Мы не будем производить на ЗИЛе 25 тысяч автомобилей в год, общие объемы производства, включая нас и наших партнеров Fiat, превысят отметку в 25 тысяч штук в год, но производство автомобилей Renault будет колебаться между 15 и 20 тысячами. Проблема в том, что рубль потерял 20% стоимости. Маржинальность бизнеса в автопроме - 2 - 5%, а не 20%.

- Неоднократно появлялась информация, что вы начнете сборку Renault Master. Планы не поменялись?

- Мы не говорили, что это будет обязательно Renault Master. У нас в линейке есть несколько фургонов - Renault Master, Renault Traffic, Renault Kangoo. Я говорил, что это будет большой фургон - Traffic или Master.

- Какова сумма инвестиций, которую Renault готова вложить в организацию производства?

- Я не могу называть точных цифр. Все очень сильно зависит от переговоров, но сумма предполагаемых инвестиций - это одна из основных проблем. Если мы инвестируем большие средства, это будут издержки. И если мы не сможем установить цену на автомобиль выше издержек, мы не сможем их амортизировать. А так как издержки в основном номинируются в евро, то они останутся для нас неизменными вне зависимости от курса рубля. Оборудование будет европейским, большая часть персонала будет из Европы, поэтому вся экономика проекта сильно зависит от курса валют, а в условиях слабого рубля это непросто.

- То есть если рубль продолжит падать, то вы не исключаете отказа от проекта?

- Я не исключаю отказа от любого проекта, если в каждом отдельном случае его рентабельность под вопросом. Конечно, локализовать производство, скажем, 100 тысяч автомобилей в год проще, чем локализовать производство 20 тысяч автомобилей: амортизационная нагрузка на один автомобиль неизмеримо ниже. Пул поставщиков при больших масштабах производства существенно шире, чем для менее массового производства, потому что им самим приходится вкладывать деньги, которые завтра превратятся в издержки. Я не раз говорил, что наиболее успешными автопроизводителями являются те, кто может управлять издержками. Если вы внимательно рассмотрите издержки и попытаетесь снизить их долю в общих затратах, то у вас все получится. Именно так нам удалось привести к успеху наши Renault Logan и Renault Sandero.

- Кстати, о Renault Logan: весь интернет наводнен снимками и информацией о производстве этой модели на "АвтоВАЗе". Когда уже вы официально объявите об этом?

- В течение ближайших недель. Сегодня я этого сказать не могу. Необходимо, чтобы сложились несколько условий. Когда мы раскроем данные по автомобилю или автомобилям, которые мы будем собирать на "АвтоВАЗе", то вместе с этим мы также раскроем нашу стратегию относительно московского завода "Автофрамос", который работает на полную мощность и производит Logan, Sandero, Duster, Megan, Fluence и Koleos.

- И производственные планы вы не корректируете?

- Нет. И это хороший вопрос. Несмотря на некоторое снижение рынка, это все же не провальное падение. Февральские продажи снизились на 5% к февралю 2013 года, и если вспомнить ситуацию прошлого года, то в феврале 2012 года рынок не начал падать, а, наоборот, расти. Да, сейчас ситуация немного хуже, но мы как бренд Renault компенсировали снижение продаж за счет роста доли рынка. Прошедший февраль стал для нас лучшим февралем в истории компании на российском рынке. Не говорю, что лучшим месяцем вообще, но лучшим февралем - точно. Поэтому у нас нет абсолютно никаких причин снижать темпы производства на московском заводе. Все удивляются, когда я так говорю, но это не оптимизм - это реализм. И я больше скажу: вполне возможно, что к лету по некоторым моделям возникнет дефицит. Поэтому до лета завод точно будет работать "на полную", что будет дальше - посмотрим, так далеко прогнозировать рынок я не могу. И дело даже не в рынке, а все в той же ситуации с рублем. Нам приходится компенсировать разницу в цене увеличением этой цены, и однажды цена поднимется настолько, что окажет обратный эффект на рынок.

- То есть роста цен вы не исключаете?

- Не то что не исключаю, я их уже повысил - с начала года на 1,8%, с 1 марта - на 2%, сейчас мы рассматриваем еще одно повышение - с 1 апреля. Некоторые говорят, что падение рубля поможет сдержать рост инфляции, я думаю, наоборот, это принесет дополнительную инфляцию из еврозоны. Как я только что сказал, мы повышаем цены. И мы на самом деле менее зависимы от этого, чем конкуренты, так как уровень локализации и доля "рублевых" автокомпонентов у нас выше, чем у всех остальных конкурентов. Если вы посмотрите на курс рубля к евро, японской иене, корейской воне или доллару, если вы ввозите компоненты оттуда, то не сможете сохранять цену на автомобили на одном уровне, вам приходится жертвовать прибылью. А в нашей компании это неприемлемо.

- Российский рынок падает уже который месяц. Вы не пересматривали прогноз рынка в целом на конец года?

- И да, и нет. Наш первоначальный прогноз в 2,85 млн проданных автомобилей в России по итогам 2014 года теперь нам кажется немного оптимистичным, поэтому сейчас мы придерживаемся официального прогноза Ассоциации европейского бизнеса, который предполагает продажи на уровне 2,7 млн машин, но не меньше.

- А что насчет ваших продаж по итогам года?

- Мы не даем прогнозов по своим продажам.

- Но хотя бы сохраните уровень 2013 года?

- Я надеюсь, что будет лучше. Мы запускаем новую модель на "АвтоВАЗе", это может оказать поддержку продажам, у нас будет меньше ограничений по производственным мощностям.

- А когда будет запущено производство модели в Тольятти?

- Оно уже началось. Мы немного задержались, но для проекта, решение о запуске которого было принято три года назад, мы опоздали всего на пару месяцев. Как вы помните, на платформе B0 были запущены Lada Largus, Nissan Almera и наконец теперь начато производство модели Renault. И это уже серийное производство, несмотря на то что объемы не так велики, но автомобили уже серийные. В ближайшие несколько недель мы официально объявим о том, что это за модель. Нужно понимать, что любой автопроизводитель не будет торопиться официально объявлять о запуске обновленной модели, так как продажи предыдущего поколения упадут.

- Кстати, о финансовом положении "АвтоВАЗа". Компания показала убыток в 7 млрд рублей в 2013 году. Renault ожидает, что к 2017 г. "АвтоВАЗ" выйдет на положительные экономические показатели?

- Я думаю, это произойдет раньше. Когда именно, сказать не могу - этот вопрос лучше задать Бу Андерссону или председателю совета директоров "АвтоВАЗа". На мой взгляд, Бу Андерссон обладает всеми способностями, чтобы сделать предприятие прибыльным раньше конца 2016 г. Он хорошо разбирается в автомобильной отрасли, внедряет меры по сокращению издержек, поэтому я думаю, что это произойдет раньше. Мы продолжаем вкладывать в "АвтоВАЗ" в соответствии с ранее определенными планами и пока менять их не собираемся, несмотря на текущую экономическую ситуацию. Это не значит, что ничего не будет меняться впоследствии, но пока было принято решение продолжать вкладывать средства в компанию.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости