Москва. 20 июля. INTERFAX.RU - Чаще всего военные сбивают пассажирские самолеты по ошибке или недоразумению. Как правило, подобные инциденты оборачиваются большим количеством жертв, громкими скандалами, публичными извинениями и крупными компенсациями. А иногда заканчиваются ничем.
Ту-104, аналогичный сбитому. Фото: Jon Proctor
30 июня 1962 года близ Красноярска потерпел крушение самолет Ту-104А авиакомпании "Аэрофлот", следовавший рейсом 902 по маршруту Хабаровск — Иркутск — Омск — Москва. Последний раз в штатном режиме экипаж вышел на связь в 50 километрах от Красноярска. Несколько минут спустя с борта самолета было передано обрывочное сообщение о чрезвычайной ситуации, сопровождаемое сильными шумами на заднем плане. Обломки лайнера обнаружили в нескольких десятках километров от Красноярска. Все находившиеся на борту 84 человека погибли.
Согласно официальной версии, причиной крушения стала высокая облачность. Однако характер повреждений фюзеляжа, а также переданное незадолго до исчезновения самолета с радаров сообщение, говорили о возможном поражении судна ракетой земля-воздух. Впоследствии подтвердилась информация о проведении в районе крушения учений ПВО. По всей видимости, одна из ракет потеряла цель в грозовом фронте и попала в самолет.
Фото: Piergiuliano Chesi
21 февраля 1973 года "Боинг 727" авиакомпании Libyan Arab Airlines, следовавший рейсом 114 из Триполи в Каир через Бенгази, сбился с курса из-за скрывшей наземные ориентиры песчаной бури и отказа части навигационного оборудования. В результате потери ориентации лайнер оказался над оккупированным Израилем Синайским полуостровом. Навстречу ливийскому лайнеру вылетели два истребителя "F-4 Фантом". Когда "Боинг" не ответил ни на позывные, ни на покачивание крыльями (международный сигнал, означающий требование следовать за истребителем) израильские пилоты открыли огонь из пушек. Лайнер получил серьезные повреждения и совершил аварийную посадку на Синайском полуострове. Погибли 108 из 113 находившихся на борту людей. Пятерым, включая второго пилота, удалось выжить.
Все тридцать членов Международной организации гражданской авиации осудили действия Израиля. Впоследствии руководство страны выразило соболезнования семьям погибших и выплатило им компенсацию.
Фото: Wikimedia
20 апреля 1978 года "Боинг 707" авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс 902 из Парижа в Сеул с посадкой в Анкоридже. В районе Гренландии экипаж ошибся в вычислении магнитного склонения, развернул самолет, и, обогнув Скандинавский полуостров, вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска. После того, как лайнер не ответил на запросы диспетчеров, в воздух был поднят перехватчик Су-15, атаковавший лайнер, который военные приняли за американский самолет-разведчик, ракетой. Несмотря на потерю части крыла, "Боинг" аварийно приземлился на замерзшее озеро в Карелии. Два пассажира погибли, оставшиеся 97 пассажиров вместе с 12 членами экипажа были доставлены на вертолетах в карельский город Кемь.
Спустя два дня пассажиры лайнера были доставлены отправлены из Мурманска в Хельсинки. Командир экипажа Ким Чангю и штурман Ли Чынсин были задержаны, признали вину в нарушении воздушного про странства СССР и попросли о помиловании. Руководство СССР выдворило летчиков из страны, в Южной Корее выставило счет в размере $100 тыс. на покрытие связанных с инцидентом расходов. Поврежденный самолет разобрали.
Обломки сбитого лайнера в музее. Фото: Luca Ghedini
27 июня 1980 года в Тирренское море у западного побережья Италии рухнул самолет McDonnell Douglas DC-9-15 авиакомпании Aerolinee Itavia, следовавший рейсом 870 из Болоньи в Палермо, погибли все 77 пассажиров и 4 члена экипажа. Первое расследование не принесло результата, породив множество неофициальных, в том числе вполне конспирологических, версий произошедшего. В 1987 году парламентская комиссия заявила, что лайнер был сбит зенитной ракетой.
В 2008 году президент Италии Франческо Коссига заявил, что самолет по ошибке сбили французские истребители, после чего прокуратура Рима возобновила расследование. Незадолго до этого итальянские правоохранительные органы возбудили в отношении нескольких офицеров ВВС Италии уголовные дела по обвинениям в попытке помешать расследованию и неспособности обеспечить безопасность полетов во время инцидента. Эти обвинения в итоге были сняты.
В 2011 году суд Палермо пришел к выводу, что власти страны не смогли обеспечить безопасность рейса 870, а также скрыли часть улик по делу, и обязал правительство Италии выплатить семьям погибших 137 миллионов евро. Позднее это решение поддержал уголовный суд высшей инстанции, судьи которого заявили, что лайнер, безусловно, был сбит ракетой. Кто именно ее выпустил — не известно до сих пор.
Самолет, аналогичный сбитому. Фото: Michel Gilliand
1 сентября 1983 года "Боинг 747-200" авиакомпании Korean Air Lines, выполнявший рейс 007 по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, был сбит советским истребителем Су-15 у южной оконечности острова Сахалин. После вылета из Анкориджа лайнер из-за неправильной установки автопилота отклонился от намеченного курса, и через несколько часов залетел в советское воздушное пространство над Камчаткой. Провести перехват над полуостровом не удалось, и советские истребители настигли лайнер, не отвечавший на запросы диспетчеров, только над Сахалином. Экипаж никак не отреагировал предупредительные выстрелы из бортовой пушки Су-15, после чего командование, опасавшееся, что "Боинг" уйдет в нейтральное воздушное пространство, приказало уничтожить самолет. В результате попадания двух ракет лайнер упал в воды Татарского пролива близ острова Монерон. Погибли все находившиеся на борту 259 человек, в том числе американский сенатор Лоуренс Макдональд.
Советская сторона настаивала, что инцидент с рейсом 007 стал результатом провокации США, стремившихся проверить боеготовность советской ПВО. Вашингтон в ответ обвинил Москву в искажении обстоятельств случившегося и препятствовании независимому расследованию катастрофы.
Трагедия в Охотском море серьезно ухудшила отношение к СССР в странах Запада, а также заставила президента США Рональда Рейгана в целях предотвращения подобных инцидентов пообещать предоставить публичный доступ к разрабатывавшейся американской системе спутниковой навигации GPS.
Лайнер, аналогичный сбитому. Фото: Khashayar Talebzadeh
3 июля 1988 года Airbus A300 авиакомпании Iran Air выполнял рейс 655 из Тегерана в Дубай с посадкой в Бендар-Аббасе. В ходе полета лайнеру нужно было пересечь стратегически важный Ормузский пролив, в котором в этот момент находился американский ракетный крейсер "Винсеннс". В напряженной ситуации, обусловленной обострением военных действий между Ираном и Ираком, экипаж корабля принял приближающийся на относительно небольшой высоте лайнер за собирающийся атаковать "Винсеннс" иранский истребитель F-14, и выпустил по нему две зенитные ракеты. Одна из них попала в цель, самолет развалился в воздухе. Погибли все находившиеся на борту 290 человек.
Несмотря на то, что в момент атаки американский крейсер находился в территориальных водах Ирана, США ограничились лишь выражением сожаления по поводу смерти пассажиров. После того, как Иран подал иск против США в Международный суд ООН, администрация Билла Клинтона в 1996 году согласилась выплатить родственникам погибших в катастрофе иранцев компенсацию в размере $61,2 миллиона. Принести извинения за сбитый лайнер Вашингтон отказался.
Ту-154, аналогичный упавшему в Черное море. Фото: Konstantin von Wedelstaedt
4 октября 2001 года Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс 1812 из Тель-Авива в Новосибирск, упал в Черное море в 200 километрах к западу от Сочи. Погибли 78 человек, основная часть была гражданами Израиля. Изначально рассматривалась версия о теракте и катастрофической аварии на борту, однако вскоре благодаря предоставленным США данным выяснилось, что лайнер, летевший на высоте 11 километров, был поражен зенитной ракетой, запущенной в ходе учений украинской ПВО в Крыму. Анализ фрагментов фюзеляжа показал, что Ту-154 был сбит зенитным ракетным комплексом С-200.
Правительство Украины принесло официальные извинения народу Израиля и выплатило семьям погибших по $200 тысяч. Несмотря на это, Киев так до конца и не признал, что лайнер сбили украинские военные — проведенная в 2008 году экспертиза пришла к заключению, что самолет не был сбит ракетой, а украинские суды разных инстанций несколько раз отказывали авиакомпании "Сибирь" в компенсации ущерба.