Москва. 30 июля. INTERFAX.RU - Российские авиационные эксперты полагают, что информация, полученная с черных ящиков разбившегося 17 июля на Украине Boeing 777 Malaysia Airlines, может лишь косвенно подтвердить версию о ракетной атаке на самолет, сообщает газета "Коммерсантъ" в среду.
Как пишет издание, по мнению экспертов, полная картина катастрофы может быть реконструирована лишь после сбора обломков Boeing, выкладки из них макета на земле и комплексной оценки полученных лайнером повреждений.
Именно таким образом, уточняет газета, специалистам удалось установить, что Ту-154 авиакомпании "Сибирь", упавший в Черное море в 2001 году, был сбит ракетой украинской ПВО.
Один из членов международной комиссии по расследованию катастрофы Boeing 777, участвовавший 13 лет назад в разбирательстве по Ту-154, рассказал "Коммерсанту", что версия о разрушении самолета в воздухе из-за удара взрывной волны и декомпрессии тогда тоже появилась сразу после расшифровки самописцев. Однако с выводами российские эксперты не торопились (катастрофу в 2001 году расследовала комиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК)).
По словам собеседника газеты, молчание сохраняли даже после того, как в распоряжении комиссии появились первые, поднятые со дна Черного моря, вещдоки, которые убедительно доказывали, что лайнер уничтожила не бомба сидевшего внутри террориста, а расположенный снаружи осколочно-фугасный заряд.
"Несмотря на очевидные, казалось бы, факты, окончательный вывод о том, что самолет был атакован с земли ракетой С-200, мы сделали только после поднятия на поверхность и выкладки фрагментов Ту-154 на земле", - пояснил изданию эксперт.
По его данным, некоторые члены комиссии МАК до последнего момента сомневались в том, что лайнер стал жертвой боевого поражения, и убедил их именно выложенный на земле макет. На нем четко прослеживались не просто отдельные отверстия от шрапнели, а общая зона поражения, по форме которой удалось установить расположение эпицентра взрыва и удаленность ракеты от самолета в момент срабатывания ее боевой части.
Кроме того, еще одним доказательством в пользу ракетного обстрела стали извлеченные из тел погибших стальные шарики. Издание также обращает внимание, что даже их специалисты признали вещдоками не сразу, а только проведя соответствующее исследование и убедившись в том, что поражающие элементы однозначно прилетели извне, а не относились к каким-либо агрегатам самолета.
"У нас, к сожалению, есть печальный опыт разбирательства с подобными ЧП", - напомнил собеседник "Коммерсанта".
По его мнению, именно этим обстоятельством объясняется столь острая реакция официального представителя России в международной комиссии по расследованию катастрофы Boeing 777, заместителя главы Росавиации Олега Сторчевого на попытки украинской стороны обнародовать якобы уже сделанные экспертами выводы.
Газета также подчеркивает, что в международную комиссию по расследованию, созданную в Голландии, входят пятеро российских специалистов. Помимо О.Сторчевого в разбирательстве будут участвовать советник Росавиации Валерий Лучинин, начальник отдела госцентра "Безопасность полетов на воздушном транспорте" Аницетас Язокас, заместитель начальника отдела центра управления воздушным движением "Аэронавигация юга" Андрей Крылов и неназванный представитель МАК.
В ближайших планах экспертов, а в группу международного расследования входят специалисты из десятка стран,- поездка на место катастрофы и детальное изучение обломков Boeing.
По их мнению, поскольку катастрофа произошла не над морем, а над открытой ровной местностью, большинство фрагментов самолета сохранились и доступны для исследования. Это означает, что в перспективе возможна полноценная выкладка конструкций, которая даст ответы на многие вопросы комиссии. Однако реализовать свои планы специалистам в области расследования авиапроисшествий мешают непрекращающиеся на юго-востоке Украины боевые действия.
По данным "Коммерсанта", посетить Донецкую область они были готовы еще в минувший понедельник, однако организовать командировку до сих пор не получается.