Москва. 6 августа. INTERFAX.RU – Эмоциональная запись замминистра экономического развития Сергея Белякова в фейсбуке относительно решения о продлении заморозки пенсионных накоплений на 2015 год, собравшая более тысячи републикаций, спровоцировала дискуссию о внутриправительственной дисциплине. В частности, запись раскритиковала пресс-секретарь премьер-министра России Наталья Тимакова.
Во вторник вечером пресс-служба Минэкономразвития распространила заявление замминистра Олега Фомичева, который пообещал, что ведомство "будет безусловно исполнять" принятое правительством накануне решение. Однако коллега Фомичева высказался в ином ключе.
"Поскольку я работаю в Минэкономразвития и должен отвечать вместе с другими коллегами за принимаемые решения, сообщаю: мне стыдно за решение о продлении моратория на инвестирование средств НПФ", - написал Беляков.
Он пояснил, что для экономики такое решение является вредным, так как по сути означает отказ от использования пенсионных накоплений в экономике в принципе, а не только в 2015 году. "Мы всем обещали, что заморозка распространится только на 2014 год. Я прошу у всех прощения за глупости, которые мы делаем, и за то, что мы не дорожим своим словом", - говорится в его посте.
Комментарий к записи оставила Тимакова. В настоящее время полностью переписка доступна только через кэш Google. "Сергей, правительство - это коллективная ответственность. Если очень стыдно - вы знаете, что делать. Если терпимо - вы сделали все, что смогли, принято политическое решение. Теперь надо исполнять", - написала пресс-секретарь Дмитрия Медведева. На это Беляков ответил, что написал пост именно по той причине, что речь идет о коллективной ответственности.
"До принятия решения - вы можете всё. После - сложнее", - возразила Тимакова. "Мы перестали испытывать чувство стыда. Это очень плохо", - написал, в свою очередь, Беляков.
"Я не перестала. Просто если оно настолько невыносимо, что нужно оправдываться - не надо ломать себя", - ответила пресс-секретарь Дмитрия Медведева.
Позднее замминистра сделал еще одну запись, подчеркнув, что высказал личное мнение. "Изложено (мнение - ИФ) достаточно ясно, как мне кажется. В связи с этим, я не думаю, что оно нуждается в дополнительном пояснении или комментарии", - написал Беляков.
Своим видением ситуации поделился и бывший чиновник финансово-экономического блока - экс-замглавы Минфина Алексей Саватюгин. "После увольнения Кудрина мнение финансово-экономического блока правительства перестало быть сколько бы то ни было значимым", - написал он.
Финансово-экономический блок против социального
Накануне во вторник глава Минтруда Максим Топилин и вице-премьер Ольга Голодец сообщили, что правительство приняло решение продлить мораторий на перевод пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Против этого решения выступал весь финансово-экономический блок правительства, а также ЦБ. Лоббисты заморозки, идущей вразрез с прежними заявлениями правительственных чиновников, ограничивались многократно озвучиваемыми и раньше доводами о ненадежности НПФ.
Так, Топилин утверждает, что НПФ - лишь посредники, которым государство "в обязательном порядке перечисляет взносы граждан в огромных объемах". Фонды, по его мнению, не несут "никакой реальной ответственности, в том числе взимания с них процентов за пользование взносами граждан они не несут".
Источник же в Минфине утверждает, что так называемые "посредники" активно инвестируют в российские корпоративные бумаги. По его словам, ранее в 50% новых выпусков крупных корпоративных облигаций присутствовали НПФ. Источник в Банке России во вторник поддержал мнение Минфина. По его словам, продление моратория подрывает доверие граждан к пенсионной реформе и ставит крест на привлечении в отрасль инвестиций. На фоне сжатия кредитования со стороны внешнего рынка это, по мнению ЦБ, ведет к резкому росту процентных ставок на рынке облигаций, что скажется на экономической активности и потерях бюджета при привлечении заимствований на открытом рынке.
Минфин убежден, что именно накопительная часть помогает государству обеспечивать достойный коэффициент замещения не только гражданам с низким уровнем дохода, но и со средним. Без этой части либо размер пенсии будущих пенсионеров с текущим средним доходом будет несоразмерно ниже их средней зарплаты, либо государство в попытках за счет бюджетных денег сократить этот разрыв обанкротится.
По оценке финансового блока правительства, продление моратория сократит прогнозируемый экономический рост на 1%. Минтруд, со своей стороны, утверждает, что продление моратория позволит высвободить в 2015 году до 280 млрд рублей.
На фоне санкций
Независимые аналитики пока только начинают осмысливать происходящее и делать первые оценки. Так, по мнению ING, пока мы сами вредим себе больше, чем это могут сделать санкции. "Санкции (против России - ИФ) пока не привели к какому-либо заметному краткосрочному экономическому эффекту, но уже подогрели правительственную активность и решения, которые не улучшают, а ухудшают и без того мрачные средне- и долгосрочные перспективы экономики", - считает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.
Среди таких решений аналитик перечисляет введение налога с продаж, который, по его мнению, не поможет решить бюджетные проблемы регионов, но увеличит издержки на администрирование и усложнит задачу балансирования между рисками инфляции и рисками экономического роста, особенно на фоне запретов на импорт продовольствия из ряда стран.
Мораторий на накопления - это значительно более серьезная проблема, это решение не только уничтожит доверие граждан к пенсионной реформе и экономической политике государства в целом, но и ограничит роль пенсионных фондов в инвестиционном процессе, что чревато серьезными последствиями для локального рынка капитала, сетует Полевой. "К сожалению, нынешняя политика полностью сфокусирована на латании краткосрочных дыр, при этом анализа средне- и долгосрочных вызовов и последствий практически нет", - заявил аналитик ING.