Москва. 4 сентября. INTERFAX.RU - Минфин России готовит законопроект, направленный на структурирование понятий "оператор услуг критичной инфраструктуры" и "оператор услуг критично-значимой инфраструктуры", свидетельствует информация на едином портале проектов нормативных правовых актов. Текст законопроекта пока не размещен на сайте.
Установление прав и ответственности для этих операторов позволит регулировать деятельность поставщиков финансовой информации. Согласно замыслу Минфина, это позволит минимизировать риски, связанные с осуществлением операций по обмену сведениями о платежах и другой агрегированной финансовой информацией. Соответствующие поправки планируется внести в закон N161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Как отмечает Минфин, сейчас в российском законодательстве отсутствует норма, позволяющая определять понятие "оператор услуг критичной инфраструктуры" (SWIFT, Bloomberg, Reuters и так далее), из-за чего возникают определенные риски. Кроме того, введение этого понятия и установление требований к деятельности операторов позволит детерминировать ответственность за ненадлежащее оказание информационно-сервисных услуг.
Минфин отмечает, что кредитные и финансовые организации в России интегрированы в различные мировые системы по обмену финансовой информацией и оказанию информационно-справочных услуг в банковском секторе и на финансовых рынках, такие как SWIFT, Российская национальная ассоциация Swift (Россвифт), Bloomberg, Reuters, Target и так далее. При этом, по данным Россвифта, по количеству пользователей системы SWIFT Россия занимает второе место в мире после США.
Bloomberg и Reuters - ведущие поставщики финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков. Еще одним значимым элементом системы поставщиков финансовой информации является Target (Таргет), позволяющая в режиме реального времени осуществлять международные расчеты внутри ЕС.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев в апреле сообщил, что Минфин предлагает урегулировать порядок предоставления услуг международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей SWIFT внутри России и готовит соответствующие изменения в законодательство. "Мы посчитали возможным изучить вопрос введения в определенные рамки работы этой системы. Хотим, чтобы система имела юридическое лицо в России, чтобы она могла бы нести ответственность за какие-то неправомерные действия, соблюдать требования, установленные ЦБ и законом", - говорил он.
Главной целью этого является обеспечение бесперебойности расчетов в России. "Хотели бы сделать так, чтобы расчеты между российскими контрагентами по транзакциям, которые полностью происходят в России, все-таки обрабатывались на территории России", - сказал замминистра финансов.
Он напомнил тогда, что в России большая часть дилинговых сделок происходит через системы Bloomberg и Reuters, а утверждение транзакций - через систему SWIFT. Минфин предлагает реализовать в отношении этих организаций такую же логику, которая была использована при принятии поправок в закон о национальной платежной системе - чтобы расчеты между российскими контрагентами проводились внутри страны. Надзорным органом в данном случае должен быть Банк России, полагает Моисеев.
В конце августа власти Великобритании предлагали Евросоюзу отключить Россию от SWIFT в качестве ужесточения санкций из-за событий на Украине, но это предложение пока не нашло поддержки.
Весной этого года в закон о национальной платежной системе были внесены поправки, вводящие понятие национально значимых платежных систем. Системам, не являющимся национально значимыми (в том числе Visa и MasterCard, весной отключившим от своих услуг подпавшие под санкции АБ "Россия", СМП банк, Собинбанк), нужно будет формировать обеспечительные взносы в ЦБ РФ либо проводить процессинг по транзакциям внутри России через национально значимые системы. В случае приостановления (прекращения) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участнику платежной системы и его клиентам Банк России будет взыскивать штраф.