Москва. 10 сентября. INTERFAX.RU - Перед предстоящим заседанием совета директоров Банка России сохраняются равные шансы на повышение или сохранение ключевой процентной ставки, но вместе с тем регулятор однозначно продолжит жесткую антиинфляционную риторику, считают аналитики.
ЦБ уже трижды в этом году повышал ключевую ставку (до 8% с 5,5%), отражая спекулятивную атаку на рубль и борясь с раскручиванием инфляции, которую подстегивала слабеющая из-за украинского кризиса валюта. Последнее повышение произошло в июле и стало неожиданностью для рынка.
Налоги, тарифы и ослабление рубля - вот далеко не полный список факторов, которые ЦБ в июле рассматривал как риски для ускорения инфляции. В августе к этому набору добавился запрет на импорт продовольствия из стран, которые ввели санкции против России. Борясь с инфляцией, ЦБ одновременно вынужден вести битву и на политическом фронте, объясняя чиновникам суть политики инфляционного таргетирования и всячески доказывая необходимость повышения ставок.
"Комплекс инфляционных рисков, особенно политического характера в разрезе налоговых и санкционных решений, повышает шансы на дальнейшее ужесточение процентной политики в сентябре-октябре", - отметил аналитик Росбанка Евгений Кошелев.
ЦБ знамен не меняет
Аналитики расходятся в прогнозах в отношении итогов заседания совета директоров, которое пройдет 12 сентября. Большой набор противоречивых факторов вынуждает экономистов давать комментарии с оговоркой: после июльского решения от регулятора можно ждать чего угодно.
"Мы не ожидаем изменения ключевой ставки до конца года, хотя и не исключаем еще один скачок. В 2015 году, по нашим предположениям, инфляция замедлится из-за ожиданий усиления рубля и конца санкционных войн, что позволит ЦБ смягчить монетарную политику", - прогнозируют аналитики Nordea.
"Мы полагаем, что данных по инфляции за три месяца будет вполне достаточно для оценки "продуктовых" инфляционных рисков, поэтому октябрьское заседание было бы оптимальным для определения отклика на правительственное эмбарго на продукты питания из некоторых стран. Тем не менее, регулятор вполне может предпринять попытку предупредить весь спектр рисков и ужесточить политику уже в сентябре", - сказал Кошелев из Росбанка.
Ряд экспертов прогнозируют, что ЦБ в сентябре поднимет ключевую ставку на 50 базисных пунктов. "Хотя фундаментальных оснований для дальнейшего ужесточения монетарной политики мы по-прежнему не видим, исходя из репутационных соображений ЦБ РФ, как нам представляется, в эту пятницу доведет цикл ужесточения до логического конца, последний раз в этом году повысив ставку на 50 базисных пунктов", - ожидает "ВТБ Капитал".
По мнению Дмитрия Полевого из ING, инфляционные риски за август, когда ЦБ не проводил заседание совета директоров по ДКП, усилились. Он также ждет повышения ставки. "Инфляционные риски с июля выросли, в то время как рубль все еще значительно слабее июльских значений. При этом остается возможность для дополнительных негативных новостей по инфляции на 2015 год, если правительство решит вернуть 3%-ный налог с продаж в регионах со следующего года", - отметил он.
Основной прогноз инвестбанка UBS также предусматривает повышение ключевой ставки на 50 базисных пунктов. По мнению UBS, смягчить политику ЦБ смогут лишь деэскалация украинского кризиса и укрепление рубля.
Часть аналитиков допускают, что регулятор может взять паузу для оценки баланса инфляционных и экономических рисков, и только затем принять решение по ставкам. Но даже если Банк России даст рынку передышку, его риторика останется жесткой, как и в предыдущих пресс-релизах, уверены они. ЦБ уже не раз предупреждал, что будет и дальше повышать ставку, если риски для среднесрочной цели по инфляции сохранятся.
"Мы ожидаем, что ЦБ сохранит текущую жесткую тональность своей политики, поскольку запрет на импорт в глазах регулятора, как мы считаем, может создать дополнительное инфляционное давление", - отметила аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова.
Эффект от запрета на импорт трудно поддается сдерживанию монетарными мерами. "На этом фоне мы не исключаем, что на сентябрьском заседании ЦБ может предпочесть занять выжидательную позицию. Однако не менее важную роль в решении по ставкам играет развитие геополитической ситуации, которое может создавать все новые риски для финансовой стабильности", - сказала она.
Битва за инфляцию
В августе и сентябре монетарный блок ЦБ чаще, чем обычно, делал заявления по денежно-кредитной политике, которую критикуют некоторые чиновники, в частности, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Ужесточение политики ЦБ, по мнению ведомства, приводит к росту ставок по кредитам предприятиям и усиливает стагнацию в экономике, на которую давят геополитика и секторальные санкции.
После июльского повышения ставки Улюкаев обратился к президенту Владимиру Путину с предложением создать специальный механизм по выработке цели по инфляции с участием ЦБ, Минэкономразвития и Минфина. Идея, которая многими воспринимается как урезание полномочий ЦБ, получила одобрение президента.
ЦБ заявил, что готов повышать эффективность взаимодействия с профильными министерствами, но хотел бы получить ответные "бонусы". Банк России хочет участвовать в выработке решений по налогам и тарифам, заявила в конце августа первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Налоговая и тарифная политика властей является одним из основных драйверов роста цен, а ее постоянная корректировка приводит к усилению инфляционных ожиданий населения и компаний.
Уже в сентябре Юдаева, комментируя обсуждаемые изменения в налоговой сфере, усилила риторику, открыто призвав правительство не провоцировать ЦБ на ужесточение ДКП. "Мы хотели бы обсудить с правительством вопрос о том, чтобы они учитывали, принимая такие решения, их влияние на общую инфляцию, и проводили их таким образом, чтобы не приводить к резким скачкам инфляции, не влиять таким образом на среднесрочные экономические ожидания, и, если хотите, не провоцировать нас на политику, которая необходима с точки зрения инфляции, но может быть вредна с точки зрения экономического роста", - заявила она.
В сентябре так же вышла статья Юдаевой о сути проводимой ЦБ политики инфляционного таргетирования, которая подразумевает выработку цели по инфляции и ее достижения путем регулирования процентных ставок. В статье первый зампред подчеркнула, что более мягкая монетарная политика могла бы создать риски финансовой нестабильности, а снижение ставок даст обратный эффект на экономику, замедление которой носит структурный характер.
Неутешительные прогнозы
Сентябрьское заседание совета директоров Банка России будет сопровождаться пресс-конференцией председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной и публикацией проекта основных направлений ДКП на 2015-2017 годы. Регулятор также обещал скорректировать свои прогнозы на текущий год.
Минэкономразвития в августе уже повысило свой прогноз по инфляции на этот год до 7-7,5% с прежних 6% из-за эмбарго на ввоз продуктов питания. ЦБ пока не давал свою оценку влияния продовольственных санкций на годовую инфляцию, которая в августе выросла до 7,6% с 7,5% месяцем ранее.
По оценке ING, продовольственные санкции и введение налога с продаж могут разогнать инфляцию до 9% в первом полугодии 2015 года, что резко контрастирует с нынешней целью ЦБ на следующий год - 4,5% плюс-минус 1,5 процентного пункта.
"В связи с введением запрета на импорт, а также с рисками дальнейшего ослабления рубля, мы повысили наш прогноз по инфляции на 2014 год до 7,5% с 6%, в 2015 году мы ожидаем выход на 6% (без учета возможного повышения налоговой нагрузки и изменения тарифной политики)", - прогнозирует Помельникова из Райффайзенбанка.
"ВТБ Капитал" указывает, что эффект от запрета на импорт продуктов питания на инфляцию с начала года составил 1,3 процентного пункта, а в начале 2015 года достигнет пика в 2,5 процентного пункта. "Исходя из этого, годовой рост общего индекса потребительских цен останется повышенным на уровне 8% до конца первого квартала 2015 года, после чего произойдет существенная дезинфляция - до 5% по состоянию на конец 2015 года", - пишет инвестбанк.