Москва. Сентябрь 1989. INTERFAX.RU - Группа народных депутатов СССР - журналистов внесла на рассмотрение высшего органа государственной власти страны инициативный авторский законопроект о печати. Он является альтернативой законопроекту, разработкой которого занимаются государственные и общественные организации. Наш комментатор Борис Морковников беседовал с авторами альтернативного законопроекта.
Их трое - все молодые ученые-юристы - Юрий Батурин, Владимир Энтин, Михаил Федотов. Все имеют прямое отношение к журналистике. Один в прошлом газетный репортер, другой, кроме юридического, окончил факультет журналистики университета, подпись третьего стоит под многими газетными и журнальными статьями. Над проектом трудились по собственной инициативе, в свободное время, не получая никакого вознаграждения. Все трое единомышленники.
ВОПРОС: Чем руководствовалась ваша группа, взявшись за столь многотрудное дело?
ОТВЕТ: Во-первых, давно пора иметь такой закон, прошли все сроки. На второй день после установления Советской власти в ленинском Декрете о печати торжественно провозглашалось, что, когда новый строй упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены. С тех пор прошло более 70 лет. Спрашивается, достаточно ли упрочился наш строй, чтобы принять, наконец, Закон о печати, который положит конец командованию ею?
Да и пора ломать десятилетиями сложившуюся практику, когда все законопроекты готовит аппарат, заинтересованные ведомства. Поскольку ведомственные интересы часто преобладают над общенародными, законопроекты при такой подготовке нередко выходят ущербными. Ну, и в-третьих, надо же дать возможность народным депутатам выбирать будущий закон из нескольких вариантов! Мы за конкурс проектов.
ВОПРОС: У нас много законов, дарующих права и свободы, но, увы, далеко не всегда их гарантирующих. Конституция СССР не исключение. Как с этой точки зрения выглядит ваш законопроект?
ОТВЕТ: Мы бы сравнили его с машиной, способной к самостоятельному движению. Каждое правовое положение подкрепляется юридическим механизмом, приводящим его в действие. Свобода печати, например, гарантируется предоставлением права учреждать средства массовой информации не только КПСС, государственным органам, общественным организациям, но и отдельным гражданам.
ВОПРОС: А как быть с цензурой?
ОТВЕТ: В статье третьей законопроекта мы записали, что предварительная цензура не нужна. Что такое цензура? Это возможность свободно говорить что угодно с кляпом во рту. О какой же свободе печати тут может идти речь?
Ответственность прессы утверждается только в судебном порядке. В законопроекте четко регулируется в каких случаях наступает эта ответственности. Причем речь идет не только о средствах массовой информации и работающих там журналистах, но и о тех, кто мешает их нормальной деятельности. В законопроекте предусматривается право на ответ, реплику, опровержение. Все это, на наш взгляд, должно превратить средства, массовой информации в инструмент общественного диалога, конструктивной дискуссии.
ВОПРОС: А как гарантируется право прессы на получение информации?
ОТВЕТ: Организации и должностные лица, с которыми пресса вступает в контакт, обязаны предоставить интересующие ее сведения. Отказ правомерен лишь тогда, когда информация затрагивает государственную тайну. Причем отказ должен быть дан в трехдневный срок, но, если суд признает его необоснованным, виновный может быть оштрафован.
ВОПРОС: Значит, всю остальную информацию, кроме той, которая содержит государственную тайну, пресса может разглашать?
ОТВЕТ: Нет, всю не может. Все, что направлено на насильственное изменение существующего государственного и общественного строя, пропагандирующее войну, насилие, национальную и религиозную нетерпимость, жестокость, распространять запрещено. Кстати, если программа средств массовой информации, ее учредителей основана на этих антиобщественных принципах, то их деятельность, и это тоже записано в законопроекте, должна быть признана вне закона и прекращена.
ВОПРОС: Каково правовое положение журналистов?
ОТВЕТ: Думаю, не ошибемся, сказав, что в обществе, где бесправен журналист, бесправны все. Именно поэтому мы столько внимания уделили правовой защите журналистов, посвятив ей целую главу. В законопроекте подчеркивается, что государство гарантирует журналисту повышенную защиту чести, достоинства, здоровья и жизни, как лицу, выполняющему общественный долг. Среди прав журналистов стоит отметить право излагать в средствах массовой информации свои личные суждения и оценки, а также право отказаться от подготовки материала, противоречащего его убеждениям.
ВОПРОС. Как встречен ваш законопроект в нашем обществе?
ОТВЕТ: Он обсуждался в газетах, творческих союзах, высших учебных заведениях. Кстати, кроме народных депутатов журналистов на рассмотрение Верховного Совета наш законопроект решил внести и Форум социальных новаторов СССР.
ВОПРОС: Где можно ознакомиться с вашим законопроектом широкой общественности? Вами он издан тиражом всего в 5 тысяч экземпляров.
ОТВЕТ: Проект напечатан в 4-ом номере журнала "Век XX и мир" за нынешний год. Только на русском языке это 100 тысяч экземпляров. Кроме того, журнал издается на английском, французском, немецком, испанском языках. Включен законопроект также в недавно опубликованный сборник статей о гласности, вышедший недавно в издательстве "Юридическая литература ".
Это архивный материал, который был выпущен на ленту информагентства в 1989 году. Он опубликован в рамках проекта, посвященного 25-летию "Интерфакса".