Москва. 3 октября. INTERFAX.RU - Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин в интервью руководителю внешнеполитической редакции "Интерфакса" Ольге Головановой в Нью-Йорке ответил на ряд актуальных вопросов из жизни ООН в эти дни, в частности прокомментировал ход воздушной операции США и коалиции против "Исламского государства", высказал ожидания от ООН и ИКАО по расследованию трагедии с малайзийским боингом и предостерег от попыток "обижать" Россию в ООН.
- Как вы оцениваете ход операции США и коалиции в борьбе против ИГИЛ в Ираке и Сирии? Не поздно ли еще вернуть обсуждение вопроса о нанесении ударов по ИГ в СБ ООН?
- Соединенные Штаты и другие члены "коалиции" продолжают наносить ракетно-бомбовые удары по территории Ирака и Сирии. Однако пока нет признаков того, что им удалось существенно подорвать военный потенциал ИГИЛ. Беспокойство вызывает то, что растет число гражданских жертв, увеличиваются потоки беженцев, разрушаются объекты гражданской инфраструктуры. Об этом мы говорили на недавнем заседании СБ ООН по гуманитарной ситуации в Сирии. Что касается возможности "возвращения" вопроса в СБ ООН, то если вы имеете в виду возможность принятия резолюции СБ, которая давала бы международно-правовое обоснование этим действиям США, то думаю, что легализовать задним числом это одностороннее решение Вашингтона было бы неправильно.
- Сирийское правительство, как я понимаю, находится в неведении относительно ударов коалиции по сирийской территории? Не слышны ли жалобы от Дамаска о том, что под сурдинку удары, направленные против ИГ, приходятся и на силы Башара Асада? Не идет ли речь о нарушении территориальной целостности Сирии?
- Сирийское правительство, конечно, знает, что по территории страны наносятся удары "коалиции". Более того, за несколько часов до начала операции Вашингтон уведомил Дамаск о своих намерениях, пообещав, что по позициям правительственных сил удары наноситься не будут. Но, разумеется, было бы странно, если бы Дамаск полностью доверился таким заверениям. Не получив разрешения правительства Сирии либо мандата СБ ООН на проведение такой операции, Соединенные Штаты нарушили суверенитет страны. И это, конечно, ненормально.
- Можно ли в ближайшем будущем ожидать начало наземной операции против ИГИЛ? И потребуется ли в таком случае резолюция СБ ООН?
- Сейчас Соединенные Штаты говорят, что они не намереваются проводить наземную операцию ни в Ираке, ни в Сирии. Руководство Ирака заявляет, что не хочет ввода на территорию страны иностранных наземных сил. Разумеется, негативным является отношение к такой перспективе и у сирийского правительства. Так что вопрос о резолюции СБ ООН на этот счет не актуален.
- Как вы оцениваете деятельность спецпредставителя генсека ООН по Сирии Стефана ди Мистуры? Сделал ли он что-то полезное для налаживания межсирийского диалога за время с тех пор, как его назначили на этот пост?
- Стефан ди Мистура правильно начал свою работу: посетил Дамаск, старается консультироваться со всеми заинтересованными сторонами. О конкретных достижениях пока говорить преждевременно. Надеемся, что они будут.
- 2014 год плавно подходит к концу. США намерены вывести свои войска из Афганистана, оставив лишь незначительную часть сил и военных советников для тренировок афганских сил безопасности. Идет ли подготовка в СБ ООН проекта резолюции, который санкционирует сохранение определенного числа американцев на афганской территории? Будет ли Россия настаивать на этом?
- Мы настаиваем, что, прежде всего, завершая свое пребывание в Афганистане, Международные силы содействия безопасности должны представить обстоятельный отчет о том, как они выполнили мандат, выданный им в свое время Советом Безопасности ООН.
Мы считаем также, что "переформатированное" иностранное военное присутствие на территории Афганистана должно получить одобрение СБ. За подготовку документов в Совете по Афганистану отвечает делегация Австралии. Пока мне неизвестно, чтобы она вела подготовку проекта такой резолюции.
- В понедельник в ООН было обнародовано ваше письмо, в котором изложены рекомендации, касающиеся расследования крушения малайзийского "Боинга". Каких конкретных действий вы ожидаете от Секретариата ООН? Достаточную ли роль играет ООН и ИКАО в расследовании?
- Нами обнародованы российские рекомендации в отношении того, что необходимо сделать для соответствующего выполнения резолюции СБ 2166, которая была принята 21 июля после гибели малайзийского "Боинга". Надеемся, что наши рекомендации будут изучены и Секретариатом ООН, и всеми теми, кто занимается расследованием, и последует позитивная реакция. Пока же, по нашей оценке, ООН и ИКАО не играют в расследовании той роли, которой от них можно было бы ожидать.
- Хотя вы уже комментировали этот вопрос, но все-таки: как вы считаете, призыв президента Польши отнять право вето у России в СБ ООН по Украине – это больше из области фантастики и ради "красного словца" перед Генассамблеей ООН? Или внутри рядов в ООН тоже поднимается такая волна? Насколько она бесперспективна?
- Призыв «отнять» право вето у России – это действительно "красное словцо". Здесь все читали Устав ООН, поэтому на такого рода заявления просто никто не реагирует. Уверен, что если бы кто-то попытался так или иначе "обидеть" Россию в ООН, то большой поддержки он не нашел бы. Поэтому лучше и не пытаться.