Москва. 23 октября. INTERFAX.RU - Националисту Александру Поткину (Белову), который проходит по делу о хищении $5 млрд БТА-банка, изменили меру пресечения с домашнего ареста на содержание в СИЗО. Об этом говорится в постановлении судьи Тверского суда Москвы Ольги Солоповой, передает корреспондент "Интерфакса". Поткина взяли под стражу в зале суда.
Ранее адвокат фигуранта Игорь Поповский сообщил, что следствие предъявило Поткину обвинение в легализации (отмывании) денежных средств, а также попросило суд изменить его подзащитному меру пресечения на заключение под стражу. 17 октября Тверской суд Москвы санкционировал домашний арест Поткина до 30 ноября.
На заседании в четверг, 23 октября, защита просила отпустить Поткина под залог в 1,5 млн рублей. Адвокат обвиняемого Сергей Бадамшин заявил, что из двух представленных суду томов только пятая часть относится к предъявленному Поткину обвинению. Он обратил внимание судьи на то, что со времени избрания меры пресечения Поткин не нарушал условия домашнего ареста.
Адвокат напомнил, что еще в марте Поткин был свидетелем по этому уголовному делу и исправно приходил на допросы к следователю. По словам другого адвоката, Игоря Поповского, за неделю до задержания его клиент встречался с некими сотрудниками спецслужб, "которые предложили ему переоформить некоторые участки земли". В ходе встречи те якобы назвали фамилию следователя, который в случае отказа будет портить Поткину ему жизнь. "Что мы и наблюдаем", - сказал адвокат. По словам защитника, эта информация была доведена до следствия еще 15 октября, но никакой проверки проведено не было.
Показания Поткина
В свою очередь, Поткин заявил, что не собирается скрываться. Он выразил готовность найти свой утерянный паспорт и передать его представителям следствия. "Мне известно, по каким поводам меня допрашивали, я мог в любой момент скрыться от следствия, но ничего не предпринял. Я не понимаю, зачем среди материалов по экономическому делу изымались, например, анализы моей крови",- сказал Поткин.
Также он заявил, что следствие не представило никаких доказательств его причастности к экономическому преступлению в рамках дела о хищении средств БТА-банка.
"Насколько мне известно, никаких сведений о том, что я кому-то что-то продаю, нет в обвинительном заключении. Там мне вменяется один эпизод о покупке акций компаний, которые являются владельцами долей земель. Я даже не знаю, кто заключал договора о покупке",- сказал Поткин, отметив, что обвиняется только по одной статье.
Он отметил, что никаких следственных действий по поводу возбужденного в отношении него в Казахстане уголовного дела не проводилось.
Легализация денежных средств и экстремизм
15 октября Поткин был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 174 УКРФ (легализация денежных средств).
По данным следствия, в период с 2012 по 2014 годы Поткин в составе группы лиц "разработал схему и совершил ряд действий, направленных на легализацию имущества, полученного преступным путем".
По данным газеты "Коммерсантъ", следствие подозревает, что Поткин со своими соратниками от имени экс-владельца БТА-банка Мухтара Аблязова несколько лет управлял незаконно выведенными из финансовой структуры активами.
Отмечалось, что задержание Поткина произошло в гостинице "Интурист Коломенское", после чего в номере подозреваемого нашли финансовую документацию и литературу, которую в полиции считают экстремистской. По данным пресс-центра МВД, против Поткина также было возбуждено дело по второй части статьи 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти или вражды с использованием СМИ и интернета организованной группой"), которое планируется выделить в отдельное производство.
Позже стало известно, что в ходе обыска по месту жительства Поткина были обнаружены анкеты, в которых содержались сведения о ряде граждан Казахстана. Среди найденного была папка с надписью "Жанаозен", что дает основания полагать, что Поткин причастен к совершению преступления по статье 282 УК РФ, сообщил следователь.
В казахстанском Жанаохене и поселке Шетпе в декабре 2011 года произошли массовые беспорядки, в которых погибли 15 человек, еще 100 были ранены. Беспорядкам предшествовала семимесячная забастовка нефтяников, недовольных уровнем зарплаты и условиями жизни.