Москва. 11 марта. INTERFAX.RU - Член Общественной наблюдательной комиссии, журналист Ева Меркачева отвергает претензии Следственного комитета по поводу посещения фигурантов дела об убийстве политика Бориса Немцова и готова разъяснить свои действия на допросе.
"Отчет о своем посещении мы разместили на сайте СПЧ. Я не знаю, какие могут быть претензии у следствия, все наше общение было зафиксировано на видеорегистратор сотрудниками СИЗО. Запись можно посмотреть, чтобы убедиться в том, что мы не нарушали закон", - сообщила в среду Меркачева.
Она отметила, что готова явиться на допрос к следователю, чтобы дать пояснения, но пока ее не вызывали.
"У нас даже мысли не было мешать следствию. Мы хотели зайти, убедиться, что с людьми все в порядке. Как только заключенные стали рассказывать нам об избиении, игнорировать мы это не могли", - заявила Меркачева.
Она также сообщила, что во время общения с фигурантами дела сотрудники СИЗО "Лефортово" пытались "воспрепятствовать рассказу заключенных о том, что предшествовало их помещению в СИЗО".
"Но Андрей Владимирович (Бабушкин, член ОНК - ИФ) спорил с ними как один из авторов закона об общественном контроле, так как, по его мнению, как только человека задерживают, независимо от того, где это происходит, это место становится местом задержания и является предметом общественного контроля", - сказала Меркачева.
Вызов на допрос
Ранее в среду в СКР заявили, что намерены вызвать на допрос Меркачеву и Бабушкина в связи с публикациями в СМИ результатов их посещения фигурантов дела об убийстве Немцова.
"Меркачева и Бабушкин в ближайшее время будут вызваны на допросы, с ними будут проведены другие следственные действия, направленные, в том числе, на выяснение всех мотивов, которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела и публикуя их в СМИ", - подчеркнули в СКР.
"Посещение членами Общественной наблюдательной комиссии Москвы Заура Дадаева, арестованного по уголовному делу об убийстве Немцова, было организовано исключительно для выяснения условий его содержания", - напомнили в пресс-службе СКР.
В ведомстве отметили, что члены этой комиссии, "не являясь участниками уголовного процесса, стали интересоваться материалами уголовного дела, таким образом, нарушив не только установленные правила, но и закон".
"Подобные действия могут быть расценены как вмешательство в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, то есть, по ч. 2 ст. 294 УК РФ. Этим действиям будет дана соответствующая процессуальная оценка", - заявили в СКР.
В пресс-службе подчеркнули, что "если от обвиняемых поступят заявления о применении к ним насилия, то следствие тщательно проверит их доводы".
Избиение и пытки
Глава комиссии президентского Совета по правам человека (СПЧ) Бабушкин и корреспондент газеты "Московский комсомолец" Меркачева, входящие в ОНК Москвы, накануне посетили в следственном изоляторе "Лефортово" арестованных по подозрению в убийстве Немцова Заура Дадаева, братьев Анзора и Шадита Губашевых.
По итогам встречи Меркачева опубликовала материал в газете, а Бабушкин - на сайте СПЧ.
По данным Бабушкина, на теле Дадаева "видны множественные телесные повреждения", у Губашева "обнаружены множественные телесные повреждения в виде ссадин на переносице, запястьях, ногах". "Эти телесные повреждения он получил после задержания", - утверждает правозащитник.
В отчете Бабушкин отметил необходимость провести проверку информации о применении насилия к задержанным.
Правозащитник также предлагает обратиться к директору ФСИН с просьбой об обеспечении безопасности указанных лиц.
Между тем, по словам Бабушкина, никто из арестантов на условия содержания под стражей не жалуется.
Расследование убийства Немцова
Оппозиционер Немцов был убит в ночь на 28 февраля в центре Москвы.
8 марта судья Наталья Мушникова при оглашении постановления об аресте фигуранта заявила, что обвиняемый по делу об убийстве Немцова Дадаев признал, что причастен к преступлению.
11 марта газета "Московский комсомолец" сообщила, что Дадаев заявляет о своей невиновности.
"Все время кричали: "Ты убил Немцова?" Я отвечал, что нет. Так вот я думал, в Москву привезут, и я тут скажу на суде всю правду. Что я не виновен. Но судья даже слова мне не дал", - сказал Дадаев, его слова приводит сайт издания. "Я 11 лет боролся с преступниками, защищал интересы России, а мне не дают слова, потому что я не успел изучить какой-то УПК?", - отметил он, добавив, что в "Лефортово" с ним "обращаются по-человечески, уважительно".
Всего по делу проходят пять фигурантов. Басманный суд столицы дал санкцию на их арест: до 28 апреля арестован Дадаев, до 7 мая - Шагит Губашев, до 8 мая - Рамзат Бахаев и Тамерлан Эскерханов, а также Анзор Губашев.
8 марта также стало известно, что мужчина, подорвавший себя на гранате в Грозном, также подозревался в убийстве Немцова.