Эксперименты на "Золотой маске"

"Интерфакс" составил обзор спектаклей, расширяющих границы традиционных представлений о театре

Эксперименты на "Золотой маске"
Сцена из спектакля "Экспонат. Пробуждение" Александринского театра
Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Екатерина Кравцова

Москва. 15 апреля. INTERFAX.RU - То, что театр, как и любой другой вид искусства, со временем меняется – тезис бесспорный. Сложнее понять, куда направлено это движение и как изменения претворяются в жизнь. Каждый год на эти вопросы пытается ответить номинация "Эксперимент" на фестивале "Золотая маска", в которую попадают спектакли, находящиеся на грани театра и чего-то другого – отступления от привычных форм к новым способом выражения. "Интерфакс" составил обзор постановок, выдвинутых на соискание награды.

КАМЕРА ОБСКУРА, Александринский театр, Санкт-Петербург

Фото: ТАСС, Вячеслав Прокофьев

"Камеру Обскура", поставленную в Александринском театре в Петербурге, можно назвать спектаклем-инсталляцией, не случайно ее также выдвинули на премию в номинации "лучшая работа художника". Сцена заставлена множеством предметов, среди которых, кроме шкафа, стола и стульев, огромная кровать, странный станок и рыцарские доспехи. Вещи не просто составляют условный интерьер, они играют в спектакле, так же как и двое находящихся среди них актеров. В то же время сами артисты кажутся рабочими сцены – они не декламируют и ничего не изображают, но крутят ручки, включают музыку, переносят и переставляют. Эта "Камера Обскура", казалось бы, имеет мало общего с первоисточником Набокова. Но за всей изобретательностью и замысловатостью спектакля четко проступает тезис о механистичности жизни и отчуждении – очень набоковское чувство.

ЛЕКЦИЯ О НИЧТО, Театр "Post", Санкт-Петербург

Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Юлия Люстранова

В основе "Лекции о ничто" петербургского театра "Post" лекция американского композитора, автора известной 4'33 Джона Кейджа. Гостей, которых строго 12, по одному приглашают в просторную темную комнату, где рассаживают вокруг конструкции, которая впоследствии окажется белым кубом. Затем без малого час они слушают названную лекцию Кейджа, время от времени меняется свет. Режиссер Дмитрий Волкострелов в очередной раз экспериментирует с восприятием и выстраивает удивительно чистое пространство: белые стены куба практически полностью освобождают от зрительной информации, остается речь, но и слова скоро начинают терять свой смысл и превращаются в то, чем и являются, – в звуки ("Звуком нельзя обладать", – скажет Кейдж). В "Лекции" автор часто обозначает место ("Мы в конце третьей части второго раздела"), которое ровным счетом ничего не значит в этом лишенном развития, полном повторов тексте, - насмешка над стремлением постоянно фиксировать себя и упорядочивать в реальном мире. Во время "Лекции" кто-то может достичь просветления – других же ждет детокс восприятия.

НОРМАНСК, Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва

Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Ксения Пустовалова

Спектакль Юрия Квятковского "Норманск" по повести братьев Стругацких "Гадкие лебеди" поставлен в набирающем популярность формате бродилки. Под постановку отдан весь театр Мейерхольда: на четырех этажах разместился антиутопический мир, где есть не только больница и кафе, но и пыточные застенки с притоном. Зрителей – а точнее участников – сразу забрасывают в центр действия: после короткого инструктажа им выдают карту, надевают на голову москитную сетку и запускают внутрь. "Норманск" предлагает полное погружение и возможность самим разобраться, что же происходит в этом мрачном мире – то, за что и любят квесты. Интересен он и с художественной точки зрения – зрители могут менять точку восприятия: начать наблюдать за разговором издалека, потом подойти и заглянуть героям в лицо, а потом и вовсе потерять интерес и уйти в другое место – невероятная свобода по сравнению со стационарным театром. В конце все множество повествований сливается в единый финал – зрелищный, хотя и претенциозный в самом конце.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ, Театр "Практика", Москва

Фото: официальный сайт Театра "Практика"

Появление "Петра и Февронии" в репертуаре театра "Практики" сначала вызывает некоторое недоумение: обращение к житиям святых и повести середины XVI века вызывает ассоциации с насаждаемым патриотизмом и принудительным обращениям к истории, китчевым, как светящиеся пасхальные яйца на Тверской. Но противоречие кажущееся – в истории святых создатели увидели универсальный рассказ о союзе мужчины и женщины. В спектакле занята одна из самых обаятельных современных актрис Инна Сухорецкая, музыку для постановки написал композитор Александр Маноцков.

ПРИСУТСТВИЕ, Театр на Таганке, Москва

Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Александр Стернин

На Таганку в год пятидесятилетия, когда легендарный театр во многом потерял понимание своего пути, пригласили молодых режиссеров и художников, назвавшихся "Группой юбилейного года", - вдохнуть новую жизнь в это легендарное место. В результате года работы появились несколько спектаклей, вызвавшие равный по силе восторг критиков и яростное неприятие ревнителей Таганки. Одной из основных тем для "Группы" стала рефлексия о прошлом театра, и режиссер Семен Александровский взял его едва ли не его эссенцию – спектакль Юрия Любимого "Добрый человек из Сезуана". "Присутствие" - это спектакль спектакле. На сцене молодые актеры Таганки пытаются понять, как они могут играть роли после того, как их исполнили Высоцкий и Славина, и что вообще произошло с постановкой за это время. Сам Александровский сказал, что Таганка – это театр объединяющий, он же хотел поставить спектакль, предлагающий отойти на дистанцию. В зале и правда каждый остается со спектаклем наедине: зрители сидят через одного и слушают, что происходит на сцене, в наушниках.

ЭКСПОНАТ/ ПРОБУЖДЕНИЕ, Александринский театр, Санкт-Петербург

Фото: официальный сайт фестиваля "Золотая маска"/Екатерина Кравцова

Выдвинутый в номинации "Современный танец" спектакль Александринского театра "Экспонат. Пробуждение" вполне мог быть представлен в номинации "Эксперимент". На сцене среди того, что кажется мелко колотым льдом, постепенно пробуждается существо. Выбравшись ценой огромных усилий из кокона, оно учится двигаться, управлять своим телом, а вслед за осознанием пространства осознает и себя. Рассказ о развитии твари захватывает напряженностью телесной борьбы, но история эволюции становится вместе с тем и историей духа, его становления – спектакль легко соединяет физическое с духовным. Все действие происходит в прекрасном мире бликов и сияния, пусть и ограниченном стенками небольшого помоста, - общий оптимистический пафос окончательно утверждается финальным аккордом, когда существо встает на ноги.

Екатерина Загвоздкина

Новости по теме

В контексте "Золотой маски"

Две оперы "Золотой маски"

Шепоты и крики

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости