Москва. 29 апреля. INTERFAX.RU – Президент Владимир Путин вновь вернулся к обсуждению возможной либерализации рынка локомотивной тяги, поручив министерству транспорта изучить вопрос допуска частных компаний к использованию локомотивов.
"Что касается тягового подвижного состава, надо посмотреть, ведь заказы на локомотивы будут дозагружать наши производственные мощности, и частные компании готовы были бы это сделать при условии, что им разрешат использовать их в своей работе", - сказал Путин на совещании с правительством.
Он поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу обсудить этот вопрос с Минтрансом, компаниями и РЖД. Дворкович заявил, что в настоящий момент такого рода переговоры уже ведутся. "Если в этом году принимаются антикризисные меры по загрузке этих мощностей, то сейчас мы формируем трехлетнюю программу по загрузке, которая позволит им рассчитывать свои планы", - сказал вице-премьер.
По его словам, правительство считает решение этого вопроса возможным, однако РЖД не исключают рисков. Путин на это ответил: "Я вас прошу внимательно, без спешки это все держать под контролем, анализировать, и, если что-то будет созревать, вовремя эти решения принимать".
В октябре 2013 года Путин уже обращал внимание на вопрос либерализации этой отрасли. По итогам совещания в Тобольске он поручил РЖД и правительству оценить целесообразность привлечения частного капитала в развитие локомотивной тяги.
Эта тема также обсуждалась за несколько лет до совещания в Тобольске, когда готовилась программа развития РЖД и реформирования ж/д отрасли в целом. В ходе реформы ж/д транспорта в России в сфере локомотивных перевозок должна была возникнуть конкуренция частных перевозчиков с РЖД. Частные инвестиции, по мнению операторов и чиновников, в том числе, помогли бы решить проблему большого износа локомотивов, как это ранее было с вагонами. Кроме того, право выхода собственных локомотивов на общую ж/д сеть для перевозок вагонов многие частные операторы считали драйвером своего развития.
Ранее статус РЖД как монопольного игрока на этом рынке правительство собиралось сохранить до 2015 года с либерализацией на некоторых локальных маршрутах. При этом еще с 2013 года независимых владельцев подвижного состава предполагалось пустить на локальные маршруты. Прорабатывались два возможных варианта: 5-10-летняя монополия выбранного государством перевозчика на 200-700-километровом тупиковом участке, преимущественно в регионах (конкуренция "за маршрут") или работа ряда перевозчиков, которые будут бороться за клиентов как между собой, так и с РЖД на отдельных участках и маршрутах (конкуренция "на маршруте").
Однако в итоге ж/д операторы так и не получили права транспортировки вагонов своими же тепловозами и электровозами, и в основном лишь предоставляют подвижной состав грузоотправителям для их транспортировки РЖД.
Президент РЖД Владимир Якунин последовательно выступает против появления "частников" на железных дорогах. Впрочем, весной 2013 года он заявил, что готов поддержать модель конкуренции "за маршрут". Монополия даже подготовила 12 устраивающих ее участков, но операторов они не устроили, поскольку эти участки обеспечивают окупаемость лишь за горизонтом 20 лет, а под критерии правительства в целевой модели развития рынка грузовых ж/д перевозок подпадают лишь 2 направления.