Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - Предприниматель Владимир Лисин, владеющий крупнейшим в РФ оператором вагонов - АО "Первая грузовая компания" (ПГК) - 15 мая направил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву предложение вернуться к упрощенной процедуре продления срока службы грузовых вагонов, пишет в понедельник "Коммерсант" со ссылкой на копию документа.
"Бизнесмен напомнил, что с 31 июля (по техническому регламенту Таможенного союза) в РФ будут новые правила - продление только через модернизацию и сертификацию. Предполагалось, что это станет доступным для собственников вагонов уже в октябре 2014 года, но не сделано даже к марту 2015 года", - приводит издание содержание письма.
По оценке Лисина, для продления требуется сертификация не менее 50-80 ремонтных предприятий из 200 действующих, но такую процедуру прошло лишь одно - и только по полувагонам. Для завершения работ потребуется еще 1-1,5 года, уверен он, при этом сейчас без продления в ОАО "Российские железные дороги" простаивает 85 тыс. грузовых вагонов (всего в РФ - 1,2 млн). Бизнесмен предлагает вернуться к продлению через плановый ремонт и напоминает, что по такой же схеме работают другие страны СНГ и Балтии.
По данным "Коммерсанта", вопрос продления обсуждался и на встрече Лисина с премьером несколько недель назад. Источники газеты при этом напоминают, что на мартовском совещании в Тихвине (Ленинградская область) Медведев поручил решить вопрос с сертификацией к 1 июня. Как отмечает издание, премьер согласен, что "решение этого вопроса неоправданно затянулось", и поручил Минтрансу, Минпромторгу и Минюсту разобраться в ситуации до 15 июня. В пятницу в министерствах на запросы газеты не ответили.
По данным Минпромторга, сейчас в РФ используется 290 тыс. вагонов с истекшим сроком службы и примерно столько же лишних. Из-за этого на фоне падения спроса операторы практически перестали покупать новые вагоны - и в I квартале их производство сократилось почти в 2,5 раза, до 6,6 тыс., а основными приобретателями остаются аффилированные с вагоностроителями компании.
На обращение Лисина отреагировало Объединение вагоностроителей (ОВС, включает крупные заводы), которое 28 мая направило Медведеву письмо, изложив свою позицию, отмечает издание. В документе за подписью главы наблюдательного совета партнерства, гендиректора "Уралвагонзавода" (УВЗ) Олега Сиенко говорится, что проблема с сертификацией - вина операторов, преимущественно крупнейших - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, "дочка" РЖД, около 150 тыс. вагонов) и ПГК (более 200 тыс. вагонов).
Они не заказывают модернизацию вагонов и "напрямую саботируют разработку и сертификацию проектов, отказывая в предоставлении вагонов для опытной модернизации", говорится в письме. Операторы с ремонтниками могли бы и сами провести сертификацию на продление вагонов, напоминает ОВС.
В ПГК газете заявили, что обвинения партнерства выглядят странно: из-за недоступности продления операторам пришлось списать 30 тыс. исправных вагонов, а УВЗ неоднократно предлагали выполнить модернизацию вагонов ж/д оператора. Но замглавы УВЗ Андрей Шленский напомнил изданию, что ремонт - непрофильный для компании бизнес, у завода нет технологий. "Если ПГК заинтересована в продлении вагонов, то компания сама может заняться получением сертификации, "Уралвагонзавод" может оказать поддержку", - отметил он.
Гендиректор ОАО "Вагоноремонтная компания - 1" (принадлежит РЖД) Василий Гладких заявил газете, что специализированные предприятия готовы продлевать срок службы вагонов по новым правилам, но процесс получения сертификации очень сложен. В ФГК от комментариев изданию отказались.