Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин против основной схемы по передаче в аренду монополии парка АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК), пишут в четверг "Ведомости" со ссылкой на источники, близкие к РЖД и ФГК.
"Планировалось, что структура РЖД - центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) - арендует полувагоны ФГК и сам заключит соглашения с грузоотправителями. Ставка аренды, по которой ЦФТО должен был платить, - 626 руб. в сутки, что в 1,5 раза выше рынка. При этом нет никаких гарантий, что центр сумеет сдать вагоны по более высокой ставке, а значит, механизм аренды подвижного состава у ФГК грозит РЖД дополнительными убытками", - приводит газета слова своих собеседников.
В то же время, по их данным, сейчас обсуждаются и другие варианты консолидации вагонов "Федеральной грузовой", но подробностей они не раскрывают. Ранее источники, издания близкие к монополии, сообщали, что ФГК может передать полувагоны в аренду РЖД в мае.
ЦФТО консультировался с крупнейшими клиентами ж/д оператора - "Мечелом", СУЭК, "Кузбассразрезуглем" (КРУ), говорят собеседники издания. По данным одного из них, грузоотправители тоже выступили против аренды полувагонов по ставке выше 626 руб. в сутки даже несмотря на то, что сотрудничество с РЖД напрямую может ускорить доставку груза. На рынке компании могут арендовать вагоны вдвое дешевле. Представители СУЭК, КРУ и ФГК на вопросы газеты не ответили. Представители РЖД и "Мечела" от комментариев отказались.
У ФГК - 123 тыс. полувагонов (75% от всего парка компании). Цель консолидации парка - вывести "дочку" монополии из убытков (финансовые результаты отражаются на показателях РЖД по МСФО). По итогам 2014 года "Федеральная грузовая" получила убыток в 3,9 млрд руб. Ставка аренды полувагонов, по которой ФГК планировала сдавать вагоны "Российским железным дорогам", заложена в финансовый план оператора на 2015-2017 годы.
Благодаря росту ставки (а вместе с ней и доходности перевозок в полувагонах) выручка ФГК в этом году могла бы увеличиться на 2%, до 53 млрд руб., но убыток сохранится на уровне 2 млрд руб. В плюс "Федеральная грузовая" выйдет только в 2016 году: чистая прибыль прогнозируется на уровне 3,3 млрд руб., а выручка - на уровне 2015 года.
Это не первая попытка РЖД взять вагоны "дочки" в управление. В начале 2014 года ФГК и монополия договорились об управлении порожними рейсами оператора, чтобы сократить число порожних рейсов оператора и затраты на них. Для этого оператор передал в управление все полувагоны. Условия передачи не раскрывались.
Гендиректор ФГК Виталий Евдокименко признавал, что количество порожних рейсов с марта по ноябрь 2014 года сократилось на 77%, до 893 в месяц. Сократился и оборот вагона: на 22%, до 15,1 суток. Но расходы на порожние рейсы выросли на 8%, до 1,6 млрд руб., говорится в материалах компании. В итоге РЖД вернули вагоны ФГК с 1 января 2015 года.
Еще раньше, в начале 2012 года, монополия арендовала вагоны ФГК по ставке 1,003 тыс. руб. в сутки (оферта была для всех операторов, но вагоны сдала только "Федеральная грузовая"). Тогда монополия привлекала парк, чтобы обеспечить вывоз угля из Кузбасса. Вагоны ФГК получила обратно только в 2013 году.