Москва. 7 июля. INTERFAX.RU - Продажи смартфонов в России в первом полугодии 2015 года впервые снизились в денежном выражении - на 2% по сравнению с январем-июнем прошлого года, до 86 млрд рублей, подсчитали аналитики ритейлера "Связной".
В натуральном выражении рынок смартфонов сократился на 11%, до 9 млн устройств. Средний чек на устройства вырос на 10%, до 9,5 тыс. рублей.
Во II квартале продажи упали на 15% год-к-году, до 4,4 млн, в денежном выражении на - 5%, до 41 млрд рублей. В I квартале рынок сократился на 7% в натуральном выражении, а в деньгах остался на уровне прошлого года, сообщал "Связной".
Продажи планшетов в первом полугодии сократились на 29%, до 2,8 млн устройств, а денежном выражении на - 36%, до 22,7 млн рублей. При этом во II квартале продажи снизились на 33% и 44% соответственно из-за перенасыщения рынка. Всего по итогам апреля-июня в России реализовано 1,2 млн планшетов на 9,2 млрд рублей, полагает "Связной".
На рынок планшетов также влияет расширение ассортимента так называемых фаблетов - смартфонов с диагональю экрана более 5,5 дюйма. Кроме того, спрос на планшеты сокращается, поскольку устройства не служат для пользователей "первым экраном", полагают в "Связном".
Ранее в интервью "Интерфаксу" президент ритейлера Майкл Тач говорил, что соотношение планшетов и смартфонов в России в начале года было одним из самых высоких - один планшет на три смартфона, тогда как в мире нормальным считается соотношение 1 к 5.
Кроме того, планшет - не продукт первой необходимости, и потребителям проще отказаться от его покупки, чем от приобретения смартфона. Наконец, розничная наценка на планшеты более низкая, чем на смартфоны, "поэтому ритейлеры и дистрибуторы несколько снизили аппетит к инвестированию в эту категорию", отмечал М.Тач.
По его мнению, в III квартале рынок "умных" устройств также ждет сокращение.
"Даже несмотря на оживление осенью, по итогам года реализация смартфонов снизится примерно на 15% в штуках и 10% в рублях. Сокращение продаж планшетов составит не менее 20% в натуральном выражении и около 40% в деньгах. На такую динамику в рамках года окажет влияние и эффект "высокой базы" - аномально высокие продажи IV квартала 2014 года", - заявил Тач, процитированный в сообщении "Связного".
По его мнению, роста продаж можно ожидать к IV кварталу, этому поспособствуют выход новинок от А-брендов Apple, Samsung, LG, Sony и активизация потребителей, связанная с новогодними праздниками.
"Рынок повторяет ситуацию 2009 года, когда самое большое падение пришлось на II-III кварталы, а в IV квартале рынок начал выправляться. В I квартале сохранялся прошлогодний потребительский ажиотаж, плюс помогли различные акции, приуроченные к праздникам в феврале и марте. В апреле продажи смартфонов упали более чем на 20%. Клиенты поверили в стабилизацию рубля и отложили свои покупки. Затем рубль начал терять позиции, что подстегнуло продажи в мае-июне", - говорил "Интерфаксу" Тач.
Падение продаж в настоящее время в меньшей степени сказывается на ритейлерах, бизнес которых диверсифицирован, отмечает "Связной". К таковым компания причисляет и себя, утверждая, что более 50% ее валовой прибыли приходится на услуги, а не товары. На этот показатель также влияют кросс-продажи аксессуаров и дополнительных товаров и сервисов к устройствам, отмечает "Связной".