Москва. 9 июля. INTERFAX.RU – Россияне отмечают замедление темпа роста цен на основные товары по сравнению с началом года, сообщает ВЦИОМ по результатам опроса, проведенного среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 регионах РФ. В то же время выросла доля граждан, вынужденных экономить на продуктах.
Как показал июньский опрос, в первую тройку продуктов по уровню подорожания вошли мясные и молочные продукты, а также овощи и фрукты. Наиболее ощутимо подорожало мясо. Однако если в январе рост цен на мясную продукцию отмечали 89% граждан, регулярно совершающих покупки в магазинах, то к июню эта доля заметно снизилась - до 74%, что даже меньше уровня сентября 2014 года (85%). Не заметили подорожания мясных изделий 17% участников опроса, и только 2% сказали о снижении цен.
Большинство респондентов, занимающихся ведением хозяйства, также наблюдают подорожание молочных продуктов (70%), овощей и фруктов (69%), сахара (64%). Рост цен на макаронные изделия отметили 62% опрошенных, на хлеб - 65%.
Подорожание коммунальных тарифов ощутили 69% участников опроса. Наименее заметным стал, как и в предыдущие месяцы, рост цен на бензин (55%) и на проезд в общественном транспорте (45%).
При этом за пять месяцев заметно выросла доля респондентов, которые в условиях экономических трудностей предпринимают меры экономии или вовсе исключили потребление тех или иных продуктов.
Так, с января стало больше тех, кто сообщил, что уже дольше полугода покупает более дешевые, чем раньше, продукты (с 22% до 32%) или вовсе отказался от приобретения некоторых вещей (с 21% до 29%). Покупать продукты впрок стал 21% опрошенных, тогда как пять месяцев назад таких было 17%. Предпочитают не ограничивать себя ни в чем 38% респондентов, их количество с начала года не изменилось.
Социологи выяснили, что сегодня треть опрошенных (36%) занимаются выращиванием собственных овощей и фруктов. Такое же количество (36%) ведут поиск более высокооплачиваемой работы или дополнительного заработка, более четверти (28%) тратят накопленное.
Предпочитает брать деньги в долг каждый четвертый респондент (25%), в качестве безвозмездной помощи получают поддержку 23% участников опроса. Столько же (23%) обращаются в банк за кредитом. Немногие (7%) продают ценное имущество или личные вещи.