Москва. 27 августа. INTERFAX.RU - Санкции США и Евросоюза поставили Россию перед необходимостью искать новые возможности для проектов поставок энергоресурсов с учетом того, что на искусственное снижение добычи нефти для повышения цен РФ идти не собирается. О том, как развиваются взаимоотношения с партнерами, а также о состоянии переговорного процесса с Украиной рассказал в интервью "Интерфаксу" министр энергетики РФ Александр Новак.
- Весь мир находится в ожидании в связи с предстоящим возвращением иранской нефти на рынок. Как вы считаете, будет ли Иран конкурентом России на нефтяном рынке после отмены санкций?
- Возвращение Ирана в качестве полноправного игрока на мировой рынок нефти, без сомнения, усилит конкуренцию и способно оказать определенное корректирующее воздействие на текущие котировки. Вместе с тем, исхожу из того, что Иран как крупный экспортер нефти и член ОПЕК заинтересован в стабильности и предсказуемости мирового рынка, и его действия не приведут к серьезным потрясениям, которых в последнее время и так было предостаточно.
- Обсуждается ли возможность возобновления участия российских компаний в иранских проектах? Может ли Россия рассчитывать на льготные условия?
- За годы вынужденного "простоя" российско-иранское сотрудничество накопило значительные резервы. В течение этого времени компании наших стран совместно работали над возможностями оперативного развертывания кооперации в случае отмены ограничений.
На корпоративном уровне продолжалось обсуждение как проектов Южный Парс и Анаран, участие в которых принимали "Газпром" и "ЛУКОЙЛ" соответственно, так и, к примеру, месторождений Азар и Шангуле с участием "Газпром нефти".
Условия работы, в том числе в Иране, регламентируются внутренним законодательством страны, а их детали являются предметом межкорпоративных переговоров. Насколько мне известно, в настоящее время Иран рассматривает возможность совершенствования нормативной базы нефтегазовой сферы в сторону либерализации.
- Саудовская Аравия поддержала позицию России по недопущению искусственного роста цен на нефть. Можно ли говорить о том, что стороны достигли договоренности не только по этому вопросу, но и готовы приступить к более широкому сотрудничеству?
- В июне на Петербургском экономическом форуме я встречался со своим саудовским коллегой, мы подписали программу сотрудничества между ведомствами в области нефти и газа, целью которой является создание условий для успешной реализации уже действующих и запуска новых совместных энергопроектов. Кроме того, предполагается осуществлять обмен информацией и аналитическими данными по ситуации на мировых нефтяных рынках.
Определением конкретных проектов, как впрочем, и всем комплексом российско-саудовского нефтегазового сотрудничества, займется специально сформированная рабочая группа. Первое заседание планируем организовать накануне заседания российско-саудовской межправкомиссии, ориентировочно - в октябре этого года.
- На мировую экономику значительное влияние оказывает ситуация в Греции. Готова ли Россия оказать помощь Греции, поставляя напрямую нефть и нефтепродукты?
- Наше сотрудничество с греческими партнерами в области энергетики продолжает успешно развиваться. Россия как поставляла энергоресурсы в Грецию, так и в дальнейшем намерена их поставлять. Мы являемся одним из крупнейших экспортеров нефти в Грецию и крупным экспортером нефтепродуктов и газа. Поставки осуществляются хозяйствующими субъектами на взаимовыгодных условиях. Решение вопроса об увеличении поставок лежит в плоскости коммерческих договоренностей. Со своей стороны, мы приветствуем деятельность компаний по достижению договоренностей по увеличению поставок нефти и нефтепродуктов в Грецию.
- Одним из обсуждаемых в последнее время проектов по доставке российских энергоресурсов является "Турецкий поток". Однако в его реализации заметна пробуксовка. Как вы считаете, когда ситуация в Турции позволит поднять вопрос о подписании межправсоглашения?
- Так получилось, что переговоры с нашими турецкими партнерами проходят в период выборного цикла в Турции. Понятно, что смена правительства и выборы создают у них определенные организационные сложности.
Россия готова подписать межправительственное соглашение по первой нитке газопровода "Турецкого потока". Мы рассчитываем, что это произойдет как можно скорее. Все будет зависеть от турецкой стороны. Мы свой проект соглашения им направили и ожидаем реакции на наше предложение. Турки проект изучают.
Мы готовы подписать межправсоглашение в кратчайшие сроки. Безусловно, если сроки подписания межправсоглашения будут сдвигаться, то и сроки реализации проекта будут сдвигаться.
- Какие варианты дальнейшего подключения этого газопровода к европейским системам?
- Сейчас "Газпром" при участии Минэнерго ведет работу по рассмотрению возможных вариантов прокладки "Турецкого потока", после того как газ придет к границе Греции. Мы готовы оценить то, что нам предлагается, готовы оценить и те мощности, которые потребуются, и финансирование. Мы также открыты и к другим возможным предложениям. Но все это будет делаться в увязке с движением по "Турецкому потоку".
- На прошлой неделе появилась информация, что Турция направила российской стороне проект соглашения по первой нитке "Турецкого потока". Минэнерго получило этот документ?
- Нет. Документ, о котором упоминается, был направлен нам еще несколько месяцев назад. Это старый документ, который мы давно получили, и в ответ на который тогда же предложили свой проект, который направлен турецкой стороне. Ответ мы пока не получали.
Мы готовы к переговорам в любой момент. Мы написали им письмо, приложили к нему проект межправительственного соглашения, предложили провести переговоры в удобное для них время и в удобном для них месте. Ждем ответа.
- Покупка "Газпром нефтью" сербской NIS проходила в рамках реализации межправсоглашения по "Южному потоку". В связи с тем, что Россия решила отказаться от этого проекта, инициирует ли Сербия изменения соглашения по NIS, в частности, по налоговым преференциям?
- Соглашением между правительствами России и Сербии о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли от 2008 года не предусмотрены какие-либо изменения в части функционирования NIS в случае приостановки реализации "Южного потока". В этой связи оснований для инициирования Сербией изменений в соглашение по NIS нет.
Действующее межправсоглашение с Сербией не содержит положений, предусматривающих какие-либо компенсационные механизмы. Вопросы хозяйствующих субъектов и их взаимных обязательств (принятых в развитие межправсоглашений) будут решаться на корпоративном уровне в рамках действующих контрактов.
- Совместную работу по какому газопроводному проекту обсуждает Россия и Индия?
- В декабре 2014 года в Нью-Дели в рамках официального визита президента России подписана межправительственная программа о расширении сотрудничества в нефтегазовой сфере, в которой предусмотрено создание совместной рабочей группы по изучению возможностей углеводородной трубопроводной системы, соединяющей Россию и Индию. На данный момент сформированы ее российская и индийская части, прорабатывается вопрос проведения первого заседания. В ходе заседания рабочей группы также планируется рассмотрение перспектив строительства газопровода из России в Индию.
- Как идет работа России и Форума стран-экспортеров газа? Какие проблемы в работе этой организации существуют? Что можно предложить для оптимизации работы организации?
- В январе 2014 года для Форума стран-экспортеров газа начался новый этап развития. Пост генсека ФСЭГ занял представитель Ирана Мохаммад Хуссейн Адели. Новая эпоха всегда характеризуется переменами. Новый генсек не стал в этом вопросе исключением, осуществив масштабную реорганизацию в Форуме, заключающуюся в формировании новой структуры секретариата.
Взаимодействие с новым генсеком, а также партнерами по Форуму в таких условиях происходит в исключительно конструктивном формате. Основная задача - скорейшее формирование нового секретариата и наполнение его квалифицированными кадрами. Российская сторона принимает в процессе самое активное участие.
Последние два года можно без преувеличения назвать годами Ирана во ФСЭГ. Помимо поста генсека иранской стороне выпало право принимать у себя третий саммит глав государств и правительств стран-участниц ФСЭГ, который состоится в ноябре в Тегеране. Российская сторона, как хозяйка предыдущего саммита, оказывает всю возможную поддержку иранской стороне в процессе подготовки мероприятия.
Одной из основных задач, стоящих перед организацией на текущем этапе ее развития, является подготовка стратегии долгосрочного развития ФСЭГ, которая должна будет определить приоритеты Форума на средне- и долгосрочную перспективу, в том числе в области взаимодействия со странами-потребителями газа и международным энергетическим сообществом. Основные постулаты стратегии планируется сформулировать к саммиту в Иране. Российская сторона вносит существенный вклад в процесс работы над документом.
В текущих экономических и политических условиях особенно важной и актуальной является консолидация ключевых производителей газа на одной площадке и объединение их усилий по преодолению кризисных явлений на мировом энергетическом рынке. Уверен, что ФСЭГ ждет серьезное и успешное будущее и страны-члены ФСЭГ приложат максимальные усилия к его скорейшему достижению.
- В конце сентября могут пройти трехсторонние переговоры России, ЕС и Украины по поставкам газа. Каковы их перспективы?
- Мы готовы провести очередные переговоры, когда появится понимание об их содержательном наполнении. Как показали предыдущие трехсторонние консультации, наши украинские партнеры не были готовы выходить на какие-либо документы с фиксированием обязательств сторон. Если что-то изменится на этот раз, то мы готовы рассмотреть проекты таких документов при их поступлении в наш адрес.
- Готова ли Россия допустить возможность предоставления скидок на газ для Украины на более долгий период, чем квартал?
- Размер скидки по техническим причинам не может быть зафиксирован на более длительный срок, чем квартал, без четких встречных обязательств украинской стороны, например, по объемам закупки российского газа. В противном случае, это улица с односторонним движением. Текущая скидка действует по 30 сентября. Обсуждение размера скидки на четвертый квартал и далее пока не велось.
- Обсуждали ли Вы с главами ведущих мировых компаний действие антироссийских санкций? Готовы ли они сотрудничать в переговорах по их отмене?
- Россия не раз а о своем несогласии с политикой санкций, считая их абсолютно незаконными и негативно влияющими не только на российскую, но и мировую экономику в целом. Президент Владимир Путин неоднократно отмечал: санкции против России не повод для переживаний. В частных беседах представители крупного международного бизнеса выступают за скорейшую отмену санкций и восстановление нарушенных экономических связей. Санкции не изменят самостоятельный курс России, но при этом Москва вынуждена будет делать соответствующие выводы из санкционной политики Запада.