Популярность людей связали с особенностями мозга

Москва. 25 ноября. INTERFAX.RU - Междисциплинарная команда ученых из Колумбийского университета в Нью-Йорке обнаружила зоны мозга, отвечающие за восприятие статуса и популярности членов малой группы, пишет ресурс N+1 со ссылкой на журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Оказалось, что ключевую роль в этом процессе играет взаимодействие между двумя определенными подсистемами мозга. Также было установлено, что чем популярнее тот или иной человек в группе, тем тоньше его мозг "настроен" на распознавание статуса других людей.

Эксперимент

Для исследования ученые привлекли два коллектива небольших студенческих организаций, где все их члены были хорошо и давно знакомы друг с другом. Всего 26 молодых людей (12 мужчин и 14 девушек). В каждом из коллективов была проведена стандартная процедура социометрии - каждый член группы должен был ранжировать всех остальных членов группы, ставя на первое место того, кто ему нравится больше всех и, далее, вплоть до наименее приятного коллеги. Затем все оценки обобщались, и за каждое место в выборе начислялись баллы. На их основе подсчитывалась популярность каждого индивида внутри группы. Также была построена социограмма - визуальная схема-граф взаимных выборов (как положительных, так и отрицательных).

На втором этапе проводилось три эксперимента с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии. В первом эксперименте всем членам одного коллектива демонстрировались черно-белые фотографии всех остальных их коллег, с эмоционально-нейтральным выражением лица, а также специальные контрольные "лица-призраки", полученные посредством наложения нескольких фотографий участников исследования.

Во втором эксперименте ученые отдельно попытались установить активность аффективной системы мозга, включающей миндалевидное тело, вентральный стриатум, ветромедиальную префронтальную кору, используя классическую методику с выигрышем или проигрышем денег. Ученые обнаружили зоны мозга, участвующие в предвосхищении выигрыша (впрочем, все они совпадали с литературными данными - результатами предыдущих исследований).

В третьем эксперименте испытуемые должны были параллельно с томографией отвечать на ряд вопросов о социальных особенностях своих коллег и попытаться предсказать, как коллеги воспринимают их самих. Участникам задавали такие вопросы: "В какой степени этот человек является полезным для коллектива?", "В какой степени некто воспринимает меня как одинокого человека?". С помощью этой методики отдельно исследовалась активность зон мозга, входящих в так называемую подсистему социальной когниции, отвечающей за восприятие социальных характеристик других людей (в нее входит, внутренняя часть теменной коры, дорсомедиальная префронтальная кора и еще несколько зон). Затем данные фМРТ из разных экспериментов сравнивались между собой, а также с результатами социометрии, в том числе с использованием регрессий.

Результаты

Выяснилось, что популярность того или иного члена группы связана с повышенной активностью в зонах, относящих как к аффективной, так социально-когнитивной подсистемам, причем последние служат триггером (автоматическая поведенческая реакция - ИФ), включающим и вовлекающим зоны эмоциональной оценки в работу. Ученые интерпретируют этот эффект следующим образом: восприятие поведения человека с высоким статусом требует от мозга испытуемых повышенного внимания к такому человеку - необходимо понять его эмоциональное состояние, предугадать поведение. Поэтому зоны социальной когниции сразу подключают для этого аффективную подсистему, которая также начинает работать на "полную мощность".

Дополнительным интересным результатом стал тот факт, что у наиболее популярных индивидов это взаимодействие было гораздо сильнее выражено, чем у остальных участников эксперимента. Иными словами, высокий неформальный статус внутри группы может быть результатом лучшего понимания статуса других людей. И обусловленного им поведения. Косвенно это нашло подтверждение в высоком уровне межличностной сенситивности у "звезд" коллективов - они чаще и более точно предсказывали как другие люди их воспринимают, и как они к ним относятся.

Это одно из первых междисциплинарных исследований, попытавшихся связать социально-сетевой анализ (социометрия является его предтечей и ранним вариантом), систему социальных статусов, межличностное восприятие и данные нейрофизиологии. Авторы работы предупреждают, что они далеки от каких-либо далеко идущих выводов, однако полагают, что у такого рода исследования могут создать новую объединяющую парадигму в науке.

Теги: N+1, США

Новости по теме

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости