Москва. 16 февраля. INTERFAX.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводит проверку крупных цифровых ритейлеров из-за подозрений в сговоре при ценообразовании на смартфоны iPhone шестого поколения. Об этом "Интерфаксу" сообщил замначальника управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Филимонов.
В частности, ФАС заинтересовалась ценообразованием на смартфоны iPhone 6S и iPhone 6S Plus у 16 ритейлеров, среди которых "Евросеть", "Связной", "М.Видео", "Эльдорадо", "Техносила", re:Store, "Билайн" (принадлежит "Вымпелкому"), "Мегафон", МТС, "Мобиленд" (сеть "Ноу Хау"), Ozon.ru. Кроме того, ведомство проверяет официальный магазин Apple в РФ Apple Store.
По обращению частного лица служба проанализировала цены на указанные модели смартфонов и пришла к выводу, что у всех перечисленных ритейлеров стоимость устройств шестого поколения после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 9 рублей, либо разнилась лишь в течение нескольких дней в период проведения акций. В частности, стоимость "младшей" модели iPhone 6S с объемом памяти 16 Gb составляла 56,99 тыс. рублей, "старшей" модели iPhone 6S Plus на 128 Gb - 83,99 тыс. рублей.
В расследовании ФАС также фигурирует пресс-релиз Apple от 28 сентября 2015 года, в котором указаны те же цены, которые действуют в настоящее время у ритейлеров.
Эти факты, по мнению ФАС, указывают на то, что хозяйствующие субъекты при установлении цен действовали не самостоятельно.
Служба направила продавцам запросы о механизме ценообразования на iPhone - о закупочных ценах у поставщиков, учете стоимости транспортировки в регионы при формировании цены на продукт, а также о дополнительных условиях по перепродаже смартфонов, в том числе об объеме реализации. Часть компаний уже предоставила ФАС запрошенную информацию.
Филимонов не стал комментировать вопрос о различиях в контрактах одних и тех же поставщиков с разными ритейлерами и раскрывать другие подробности проверки, сославшись на коммерческую тайну. По его словам, если факт картельного сговора будет доказан, его участникам грозит оборотный штраф в размере от 1% до 15% от продаж iPhone 6S и iPhone 6S Plus в 2015 году. Ожидается, что проверка будет завершена в течение одного месяца.
В ФАС также отметили, что будут отслеживать ценообразование на iPhone 7, презентация которого запланирована на сентябрь.
ФАС не впервые подозревает ритейлеров в ценовом сговоре при продажах iPhone. В 2012 году служба признала "Вымпелком" и ПАО "Мобильные Телесистемы" (МТС) виновными в согласованных действиях по установлению идентичных оптовых цен на iPhone 4. Тогда компании были оштрафованы на 18 млн рублей и 16 млн рублей соответственно.
Большинство ритейлеров, к которым обратилась ФАС, покупают iPhone у дистрибуторов - "Дихаус", "Мерлион", "Верисел-Трейдинг" и др. В то же время у операторов "Вымпелком" и "Мегафон", а также у "Связного", "Техносилы" и re:Store есть прямые контракты с Apple Inc. через "дочку" ООО "Эппл Рус".
Ритейлеры отвечают
Представитель "Мегафона" Юлия Дорохина сказала "Интерфаксу", что оператор предоставил ФАС запрошенную информацию, при этом компании не известно о механизме ценообразования других игроков.
Ритейлер "М.Видео" также получил запрос от ФАС и предоставил всю необходимую информацию, сообщила представитель компании Ольга Кобзарева.
В свою очередь представитель "Связного" Мария Заикина сообщила, что ритейлер не получал каких-либо запросов от ФАС о формировании розничных цен на смартфоны.
"У МТС независимая ценовая политика в рознице. Мы получали в рабочем порядке вопросы ФАС о ценах на iPhone и предоставили всю необходимую информацию. О претензиях ФАС к ценам на iPhone в нашей розничной сети нам не известно", - сказал представитель оператора Дмитрий Солодовников.
"Никакого сговора нет. Ценообразование происходит по рыночным законам. Зачастую ритейлеры продают смартфоны iPhone себе в минус для привлечения покупателей", - отметил в свою очередь представитель Ozon.ru.
"Свободная конкуренция потому так и называется, что каждый игрок вправе самостоятельно решать по какой цене продавать товары или услуги. Кроме того, цена на рынке на одну и ту же позицию может меняться несколько раз в день в зависимости от конкурентной среды. Если цены выглядят сопоставимыми в разных компаниях, это является лишь показателем оптимального рыночного баланса спроса и предложения, при котором покупателю уже интересна цена на товар, а продавцу еще выгодно его продавать", - сказала "Интерфаксу" представитель "Евросети" Ульяна Смольская, добавив, что ритейлер периодически получает запросы ФАС касательно разных товарных групп.