Москва. 18 марта. INTERFAX.RU - "Норильский никель" продает авиакомпанию "Нордавиа" совладельцу группы "Гута" и авиакомпании Red Wings Сергею Кузнецову, сообщает в пятницу газета "Ведомости" со ссылкой на источники, близкие к сделке.
Сама сделка может быть закрыта в пятницу, 18 марта.
"Нордавиа" специализируется на перевозках пассажиров из Северо-Западного федерального округа по России, в том числе в Москву, на черноморские и северокавказские курорты. Аэропорты базирования - Москва и Архангельск. "Норникель" купил авиакомпанию в 2011 году у "Аэрофлота" за $7 млн (ее долги тогда составляли $228 млн), сейчас в парке девять самолетов Boeing-737-500. В 2015 году пассажиропоток "Нордавиа" сократился на 4% до 727,6 тыс. человек (21-е место в России). В январе авиакомпания перевезла 50,12 тыс. человек (18-е место), отмечают "Ведомости".
"Свой пока единственный авиационный актив - Red Wings - совладелец группы "Гута" Кузнецов купил вместе с инвестгруппой GHP Марка Гарбера в 2013 году за 1 руб. (доли между ними не раскрываются). Red Wings эксплуатирует только российские самолеты - семь Ту-204 и пять ближнемагистральных Sukhoi SuperJet 100. В 2015 году Red Wings увеличила перевозки на 12%, до 1 млн человек, в составе одной группы эти авиакомпании заняли бы 12-е место по пассажиропотоку", - пишет газета.
Цена "Нордавиа" скорее всего символическая, так как ее долги превышают возможности зарабатывать, заявили газете менеджер одной из авиакомпаний. По данным "СПАРК-Интерфакса" на конец 2014 года долг перевозчика перед банками составлял 11,8 млрд руб., еще 500 млн руб. она была должна поставщикам и подрядчикам.
При прежнем гендиректоре "Норникеля", Владимире Стржалковском, компания планировала объединить "Нордавиа" с другой "дочкой" - "Таймыром" (летает под брендом Nordstar), чтобы осуществлять перевозки в ключевых регионах присутствия металлургической компании - Красноярском крае и Мурманской области. Но этому помешала ФАС, по мнению которой слияние могло ограничить конкуренцию и "усилить доминирующее положение" "Таймыра", в том числе на маршрутах, по которым летают обе авиакомпании - между Нарьян-Маром, Архангельском и Мурманском.
В 2013 году совет директоров "Норникеля" утвердил стратегию, предполагавшую продажу низкодоходных и непрофильных активов, к которым были отнесены обе авиакомпании. Однако "Таймыр" остается у "Норникеля", сказал "Ведомостям" источник, близкий к последней компании.
С уходом "Трансаэро" конкуренция снизилась - и многие перевозчики стараются расширяться за счет открытия новых маршрутов, сеть "Нордавиа" дополнит сеть Red Wings, считают эксперты.