Москва. 22 июля. INTERFAX.RU - Малый бизнес научился жить в новых условиях, Индекс настроений малого бизнеса к июню 2016 года заметно вырос по сравнению с ноябрем 2015 года и вернулся на уровень июня 2015 года. Такой вывод сделан в рамках исследования, проведенного Альфа-банком путем опроса его клиентов с выручкой до 350 млн рублей в год.
Индекс настроений определяется как среднее арифметическое четырех индексов - текущей ситуации, бизнес-ожиданий, состояния компании и ожиданий по компании. Каждый из промежуточных индексов рассчитывается как разница между суммами долей положительных и отрицательных ответов, деленной на количество вопросов в индексе. Значения Индекса настроений могут изменяться от -100 до +100. Положительные значения индекса показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными, отрицательные - свидетельствуют о преобладании негативного настроения.
Индекс настроений малого бизнеса в июне 2016 года составил -25 против -38 в ноябре и -24 в июне 2015 года.
Как отмечают авторы исследования, по сравнению с результатами опроса, проведенного полгода назад, более позитивной стала оценка текущей экономической ситуации и покупательской способности как в стране, так и по отраслям. Индекс текущей ситуации в текущем году вырос до -68 после -78 в ноябре и -69 в июне прошлого года, а Индекс текущей ситуации по компании - до -16 после -24 в ноябре и -22 в июне.
Традиционно оценка текущей ситуации по стране более негативная, чем оценка ситуации в отрасли, что может быть результатом как общего негативного информационного фона, так и более глубокого знания предпринимателями именно своей отрасли.
Предприниматели хотя и ждут восстановления рынка, все-таки сдержанны в оценке покупательской способности. При равной оценке экономической ситуации и покупательской способности в стране оценка ситуации и покупательской способности в отраслях отличаются: хуже всего себя чувствуют компании в сфере строительства, грузоперевозок и оптовой торговли. Розничная торговля восстанавливается, а производственные компании ситуацию в отрасли и покупательскую способность оценивают заметно лучше, чем полгода назад.
В частности, Индекс настроений малого бизнеса для компаний оптовой торговли в июне поднялся до -20 с -39 в ноябре и -24 в июне 2015 года, для розничной торговли - до -27 с -36 и -35 соответственно.
Как отмечают авторы исследования, на протяжении полутора лет IT-компании настроены более позитивно, чем другие отрасли, менее всего оптимизма у компаний грузоперевозок.
В географическом разрезе наиболее заметен рост положительных настроений в Центральном и Северо-Западном регионах, в первую очередь за счет городов федерального значения.