Москва. 25 июля. INTERFAX.RU - Согласие на раскрытие информации о надзорных действиях ЦБ РФ в отношении банка может стать одним из критериев его допуска к госсредствам, считает глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
ЦБ, как правило, не комментирует ситуацию в действующих банках, чтобы не провоцировать ненужную панику среди клиентов, и не раскрывает информацию о введении в отношении действующего банка запрета на проведение операций, ограничиваясь общей статистикой по количеству банков-штрафников.
Представители бизнеса, госструктур и деловых ассоциаций уже не раз просили ЦБ в той или иной степени информировать о проблемах банков, чтобы избежать ситуации, когда после отзыва лицензии в кредитной организации "зависают" миллиардные депозиты крупных предприятий или госучреждений. Даже на непубличные просьбы ведомств намекнуть, куда можно, а куда лучше не надо класть деньги, ЦБ отвечал отказом - на это, в частности, в прошлогоднем письме премьеру Дмитрию Медведеву сетовал Фонд социального страхования, деньги которого зависли в банке "Российский кредит".
В апреле Банк России вышел с революционным для себя предложением - раскрывать информацию о применении наиболее серьезных надзорных мер в отношении банков. В первую очередь, речь шла о запрете на привлечение во вклады средств физлиц. Идея ЦБ не нашла большой поддержки со стороны банковского сообщества, опасающегося, что раскрытие таких данных может ускорить уход банка с рынка.
"Мы получили выражение небольшого желания со стороны банков раскрывать информацию, прежде всего о мерах надзорного характера. Мы сейчас прорабатываем эту тему, мы ее не оставили", - заявила журналистам глава ЦБ Эльвира Набиуллина в кулуарах финансовой G20 в Китае.
ЦБ предлагает использовать согласие банка на раскрытие информации о надзорных действиях (в случае, если они будут применяться к банку) как один из критериев допуска к государственным средствам.
Правительство РФ в мае опубликовало новые, более жесткие, требования к банкам для размещения в них средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, госкомпаний и госкорпораций. Критерии значительно сокращают список банков, имеющих допуск к государственным деньгам. Документ вступил в силу с 1 июля, за исключением новых требований к размещению средств бюджета и инвестированию средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии (вступят в силу по истечении полугода со дня официального опубликования документа).
Набиуллина напомнила, что многие банки были недовольны введением ограничений на работу с государственными деньгами. Ужесточение критериев допуска к госсредствам связано с тем, что значительная часть банков непрозрачна для госструктур, которые не могут оценить риски работы с кредитными организациями, особенно в условиях, когда ЦБ не раскрывает данные о выполнении нормативов и санкциях в отношении банка, отметила она.
"Есть смысл подумать о том, чтобы банки давали в обязательном порядке свое согласие на раскрытие регулятором перед такими кредиторами информации о надзорных действиях. Мне кажется, это тоже можно обсудить. Это позволило бы, может быть, потом расширять список банков, которые имеют доступ к государственным средствам. (...) Мне кажется, так поэтапно можно вводить требование по раскрытию информации о мерах надзорного реагирования со стороны регулятора по отношению к банкам", - заявила глава ЦБ.
Сейчас банки, где могут размещаться госсредства, должны удовлетворять следующим требованиям: иметь капитал не менее 25 млрд рублей по состоянию на 1 марта 2016 года, участвовать в системе страхования вкладов, не иметь просрочки по депозитам, ранее размещенным за счет временно свободных средств госкорпорации и госкомпании, находиться под прямым или косвенным контролем государства/участвовать в госпрограмме докапитализации через ОФЗ. Для размещения средств внебюджетных фондов требования к капиталу банков гораздо выше - 250 млрд рублей. К госсредствам по решению правительства также могут быть допущены банки под санкциями.
"Можно было бы ставить вопрос о других критериях доступа к бюджетным средствам или средствам фондов. Мы предлагаем как раз меру по раскрытию информации, которая будет означать больше возможностей для кредиторов оценивать финансовое состояние банков, их риски", - заявила Набиуллина.
"Потому что мы сейчас выбираем банк либо по его размеру, что создает условия не совсем справедливой конкуренции, либо по форме собственности. А проблема как раз в том, что кредитор не всегда может оценить риски, так как надзорная информация ему не доступна", - добавила она.
Глава ЦБ заявила, что необходимо идти по пути большего раскрытия информации о деятельности банков. В частности, регулятор продолжает прорабатывать идею увеличения объема раскрываемой информации о ситуации внутри банка.
По мнению ЦБ, банки могли бы раскрывать информацию об объемах наиболее рискованной части кредитного портфеля (например, о ссудах заемщикам с признаками отсутствия реальной деятельности); объемах вложений в ценные бумаги, находящиеся в депозитариях, не соответствующих критериям ЦБ; о своей зарубежной деятельности (кредиты нерезидентам и корсчета в зарубежных банках), а также об объемах ликвидных активов (например, активов, используемых и доступных для предоставления в качестве обеспечения ЦБ).
"Мы оценим все доводы банковского сообщества, внимательно прислушаемся. Очень важно взвесить плюсы, которые возникают, и минусы, о которых говорят банки", - сказала она.