Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU - В прокат вышел фильм "Под покровом ночи" - вторая картина американского дизайнера Тома Форда, завоевавшая Особый приз жюри Венецианского фестиваля.
Богатой, красивой и, как водится, пресыщенной галеристке Сьюзан (Эми Адамс) из Лос-Анджелеса бывший муж Эдвард (Джейк Джилленхол), с которым они вместе провели детство в Техасе, присылает свой первый роман. На первой его странице название - собственно "Под покровом ночи" (в оригинале - "Ночные твари"), на второй - посвящение Сьюзан. Роман рассказывает о похожем на Эдварда профессоре математики, который вместе с рыжеволосой, как и главная героиня, женой и дочерью отправляется в ночную поездку по техасской пустыне, на которой их ждет поворот не туда. Читая книгу, Сьюзан все больше погружается в воспоминания о своих отношениях с Эдвардом и в размышления о том, где они свернули не туда.
То, что фильм снял модный дизайнер, формирует резонные ожидания: что это будет красивое, даже эстетское кино, наполненное длинными планами с обилием глянцевых поверхностей, гармонично искривленных архитектурных форм и сложнокройных нарядов. В "Под покровом ночи" есть это все, но и не только. Названный комплект дополняют виды Техаса: бесконечная пустошь под столь же бескрайним синим-синим небом, по которой идет разбитая дорога, ночью разделенная светящейся в свете фар полосой (привет, Дэвид Линч!). Эти виды завораживают и вместе с тем рождают невольные мысли об оставленности этой бедной планеты богом (Техас, как оказывается - лучшее место действия для высоких трагедий), они же дают фору по красоте творениям человеческих рук.
Но это тяга к красивому - и главный порок фильма: за недосказанностью и длинными паузами часто попросту ничего нет, многозначительные взгляды претенциозны. В результате отсутствия в картине связок между линиями (кроме опять же формальных: герой романа моется в душе, склейка, Сьюзан моется в душе) происходит неизбежное: структура ломается и фильм раскалывается на две части - скучную, ужасающе буржуазную (несмотря на как бы даже и социальную критику) с Эмили Адамс и драматическую, гораздо более сильную, в Техасе.
Впрочем, это можно рассматривать как замечание "Под покровом ночи" о силе искусства: вот богатая женщина тоскует в Лос-Анжелесе, а вот ее жизнь меняет книга.