Москва. 12 декабря. INTERFAX.RU - Совет директоров ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) на заседании 8 декабря одобрил "дорожную карту" трансформации корпоративной структуры корпорации, а именно - переход на единую акцию, сообщает газета "Ведомости" в понедельник со ссылкой на трех федеральных чиновника.
Сейчас ОАК (почти на 100% принадлежит государству) включает в себя около 80 юридических лиц, не считая неконтрольных пакетов, большинство принадлежит корпорации не напрямую, а через дочерние субхолдинги: "Сухой" (у ОАК - 81%), "Иркут" (у ОАК напрямую - 86,12%, у "Сухого" - 9,45%), РСК "МиГ" (у ОАК - 100%), "Туполев" (95,95%), ОКБ им. А.С. Яковлева (у "Иркута" - 75,46%, у ОАК - 6,66%) и др.
По словам одного из собеседников "Ведомостей", рассматривалось несколько вариантов консолидации: единовременный перевод на единую акцию всех зависимых структур, объединение "дочек" в субхолдинги по разным направлениям самолетостроения с последующим присоединением к ОАК, однако в итоге остановились на присоединении всех юрлиц, за исключением "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) и корпорации "Иркут". Эти два предприятия производят гражданские самолеты (первая выпускает ближнемагистральные Sukhoi SuperJet 100, вторая разрабатывает среднемагистральный МС-21) и являются держателями сертификатов, переводить которые на другое юридическое лицо "сложно и долго".
Однако другой собеседник газеты отметил, что в итоге концепция может измениться, и ГСС и "Иркут" впоследствии могут быть объединены в одну "гражданскую" "дочку" или все-таки присоединятся к ОАК.
Процесс перехода на единую акцию должен начаться в 2017 году и завершиться в 2018-2019 годах, сказал изданию источник, близкий к ОАК. По его словам, менеджменту поручено подготовить технико-экономическое обоснование трансформации: выгоду и необходимые расходы.
Консолидация должна главным образом повысить управляемость и прозрачность корпоративных процедур в ОАК, привести к росту капитализации, пояснил федеральный чиновник. Она также нужна и для перевода ОАК на новую индустриальную модель, считает другой чиновник. "ОАК с ее многоступенчатой структурой управляется тяжело, изменениям в виде сокращения мощностей и продажи активов сопротивляются региональные власти и гендиректора предприятий, этим "дочкам" и "внучкам" - что, постоянно директивы писать?" - сказал собеседник газеты.
За несколько лет эффект от перехода на единую акцию может составить "десятки миллиардов рублей": большую часть экономии принесет оптимизация административно-управленческого персонала, также сократятся издержки, остальное даст экономия на сервисных и поддерживающих функциях (бухгалтерия, IT, офисы), оценил источник, близкий к ОАК.
"ОАК создавалась как единый центр разработки российских самолетов, и переход на единую акцию - это логическое продолжение процесса, которое должно значительно повысить управляемость холдинга. Но предполагалось, что это произойдет значительно раньше", - напомнил ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов.