Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU - Х5 Retail Group и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) запустили программу стратегического партнерства в сфере ритейла, в рамках которого X5 при поддержке ФРИИ будет тестировать инновационные проекты, а затем покупать отдельные стартапы или пользоваться их продуктами. "Мы подразумеваем, что в результате этого сотрудничества мы будем какие-то стартапы приобретать, я пока не могу сказать, на какую конкретную сумму мы планируем увеличить (инвестиции в инновации - ИФ), но какое-то увеличение будет", - сказал главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман на пресс-конференции в четверг.
"Мы сегодня уже достаточно крупная компания с точки зрения инвестиций в инновации, я не буду называть цифры, но около 10% от нашего CAPEX - это то, что мы тратим на инновационные решения", - добавил он. По итогам 2015 года капзатраты Х5 составили 71,1 млрд рублей (показатель за 2016 год еще не раскрывался).
Стартапы, прошедшие в акселератор ФРИИ, смогут привлечь инвестиции фонда в размере 2-25 млн рублей, получить консультации Х5 и протестировать бизнес-гипотезы на потребительской базе ритейлера, содержащей обезличенные данные о более чем 3 млрд покупок. Наиболее перспективные стартапы будут протестированы на базе магазинов Х5.
Ритейлеру интересны проекты в области онлайн-продаж, персонифицированного предложения товаров для покупателя, автоматизированного управления полкой, роботизации в логистике. Некоторые инновации компания уже тестировала.
"В какой-то момент ритейлер должен будет знать все о своих покупателях, все их преференции, какие товары им хочется покупать, как им хочется покупать. В этой области будет задействовано огромное количество направлений, таких как big data, продвинутая аналитика, а также инструменты и методологии, чтобы эти данные анализировать. Мы в принципе уже пару лет внедряем персонализированные предложения внутри Х5, но надеемся, что какие-то новые инновации выйдут из нашего сотрудничества с ФРИИ", - отметил директор по стратегическому маркетингу и планированию компании Вадим Капустин. Х5 также планирует протестировать технологию оплаты с помощью смартфонов, минуя кассы.
Ранее компания разработала и внедрила геоинформационную систему, которая оценивает оборот магазина в определенной локации, и готовит данные для инвестиционного комитета для принятия решения, открывать там магазин или нет. В прошлом году Х5 также запустила собственный онлайн-сервис по заказу грузоперевозок GoCargo, который автоматически распределяет заказы на перевозку между транспортными средствами, учитывая местоположение транспорта в момент отгрузки, объем, вес груза, температурный режим перевозки и другие параметры. Система позволяет ускорить и упросить процесс найма транспорта.
По данным Tracxn, которые приводит ФРИИ, за последние два года мировые инвестиции в retail-tech стартапы составили более $2,3 млрд. В 2015 году оборот мирового ритейла составил $22,6 трлн, в то же время вложения традиционного ритейла в решения стартапов на протяжении многих лет оставались на непропорционально низком уровне.
Х5 Retail Goup - лидер российского рынка продовольственного ритейла по объему продаж. В 2016 году выручка Х5 выросла на 27,5%, до 1,03 трлн рублей. Под управлением компании находилось 9,187 тыс. магазинов, в том числе 8,363 тыс. магазинов "у дома" "Пятерочка", 539 супермаркетов "Перекресток" и 91 гипермаркет "Карусель". Стратегическая цель Х5 - оставаться лидером рынка, увеличив свою долю на нем до 15% к 2020 году. "Для нас как компании, которая стремится к долгосрочному лидерству в российском ритейле, объемные показатели, доля рынка важны. Но при этом наша философия быть лидером, не внедряя новые технологии, невозможна ... Только тот, кто лидер в инновациях, создает фундаментальную стоимость для акционеров", - сказал Шехтерман на пресс-конференции.
"Мы все прекрасно понимаем, что та модель управления, которая есть в сегодня ритейле, через 5-10 лет новые решения, которые сегодня возникают, кардинально ее изменят. Поэтому, безусловно, понимая это, мы не можем стоять в стороне", - добавил он.
Основной акционер Х5 - "Альфа-групп". В декабре прошлого года управляющая компания группы - LetterOne - объявила, что готова инвестировать $3 млрд в ритейлеров нового поколения вне России, у которых есть потенциал стать лидерами в своих сегментах. Комбинация онлайн-бизнеса и офлайн-магазинов в сочетании с аналитикой и логистикой будет драйвером роста в ритейле в ближайшие 10-20 лет, полагает L1.
Основатель L1 Михаил Фридман, слова которого цитировались в сообщении компании, отмечал, что текущие тренды на потребительских рынках и технологические прорывы предоставляют уникальную возможность для создания гибридных платформ для роста в секторе ритейла.