Москва. 7 февраля. INTERFAX.RU - Посол России в Дамаске Александр Кинщак в преддверии Дня дипломатического работника дал интервью руководителю редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой, в котором поделился взглядом на перспективы освобождения таких важных сирийских городов, как Ракка и Дейр-эз-Зор, заявил о поддержке военной помощи США курдам на севере Сирии, разъяснил позицию России по проекту конституции Сирии, изложил, какой видит роль США в сирийском урегулировании.
- В связи с частыми обстрелами посольства РФ и после трагического нападения на посла России в Турции были ли предприняты меры и какие по усилению вашей безопасности, дипломатического состава и самого посольства?
- Для обеспечения безопасности Посольства и его сотрудников с самого начала сирийского кризиса предпринимаются все возможные и необходимые меры. При поступлении информации о новых угрозах нами в координации с сирийскими компетентными органами проводятся дополнительные мероприятия по повышению уровня защищённости российской дипмиссии. С учётом специфики этой темы комментировать её более подробно и раскрывать конкретные детали, наверное, не стоит.
- После освобождения Алеппо какая следующая цель намечена в Сирии для победы над терроризмом при помощи ВКС РФ? Ракка, Дейр-эз-Зор? В какие сроки?
- Если говорить о борьбе с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация "Исламское государство"), то под контролем этой группировки пока ещё находятся обширные территории, в основном на востоке Сирии. Речь, прежде всего, о провинциях Дейр-эз-Зор и Ракка. Наиболее сложная ситуация в настоящее время складывается вокруг Дейр-эз-Зора. Этот город уже несколько лет находится в осаде боевиков. В середине января 2017 г. террористы перебросили туда дополнительные силы, в т.ч. из Ирака, и массированной атакой рассекли оборонительные порядки сирийской армии, отрезав контролируемые ею городские кварталы от военного аэродрома. На данный момент правительственным силам удалось в целом стабилизировать линию фронта и даже вытеснить боевиков из некоторых районов. Но обстановка остаётся очень тяжёлой.
Рассматривать вероятность падения города даже не хочется. Если он окажется в руках террористов, неминуема массовая резня и сотни, если не тысячи новых жертв – как среди его защитников из числа военнослужащих и ополченцев, так и среди местных жителей. А их, по оценкам ООН, там ещё остаётся почти 100 тыс. чел. Поэтому в Дейр-эз-Зор направляются дополнительные резервы, в т.ч. с помощью российской военной авиации. Конечно, очень хочется, чтобы в этой важнейшей битве сирийская армия нанесла решающее поражение джихадистам и поскорее разблокировала город.
Но для этого требуются немалые силы и средства. Тем более, что на пути к Дейр-эз-Зору находится вновь захваченная игиловцами Пальмира. Думаю, было бы полезно, если бы и ведомая США антитеррористическая коалиция подключилась к этим усилиям или, хотя бы, активнее противодействовала переброске в Дейр-эз-Зор новых отрядов боевиков с техникой.
Что касается Ракки, то там джихадисты в последнее время вынуждены в основном обороняться под натиском Сирийских демократических сил (СДС), костяк которых составляют курдские подразделения. Объявлено, что в рамках третьей фазы операции "Щит Евфрата" они возьмут самопровозглашённую "столицу халифата" в кольцо. Понятно, что это задача тоже не из лёгких. Игиловцы будут оказывать ожесточённое сопротивление, поэтому от завышенных ожиданий и излишне оптимистичных прогнозов я бы воздержался. Уже сейчас проходит информация, что боевики энергично укрепляют линии обороны, строят фортификационные сооружения и обещают до последнего защищать свой главный оплот в Сирии.
- Трамп подписал на прошлой неделе указ, в котором поручает министерствам в 30-дневный срок разработать новый план борьбы с ИГ. По сообщениям источников, координация с Россией в нанесении авиаударов, расширение ударов коалиции и новая отправка американского спецназа в Сирию рассматриваются администрацией США как составные части плана. Кроме того, по данным издания, планируется расширить американскую поддержку курдского ополчения в Сирии, которое ведет наступление на самопровозглашенную "столицу" ИГ - город Ракка. Возможна ли разработка общего плана по борьбе с ИГИЛ между Россией и США и реальная на практике координация действий, а не только обмен данными, которая не была реализована при администрации Обамы? Продолжит ли также Россия настаивать на размежевании Нусры от оппозиции?
- Естественно, на развитие ситуации вокруг Ракки будет влиять и поддержка, оказываемая курдам со стороны США. Недавно, например, появилась информация о планах администрации Дональда Трампа значительно нарастить военно-техническое содействие СДС. Если они будут реализованы, это может положительно сказаться на ходе операции "Щит Евфрата".
В вопросе отмежевания умеренных НВФ от "Джабхат Ан-Нусры" наблюдается определённый прогресс. По факту этот процесс сдвинулся сразу после Международной встречи по сирийскому урегулированию (МВСУ) в Астане. Причём начали его сами нусровцы, которые атаковали бывших "братьев по оружию" из числа представленных на МВСУ умеренных группировок вооружённой оппозиции с целью захвата новых ресурсов
и территорий, прежде всего, в турецком приграничье.
В настоящее время предпринимаются усилия по формированию двух крупных союзов боевиков. Вокруг "Нусры" под её чёрными знамёнами объединяются более мелкие банды радикальных исламистов, включая, кстати, и некоторых участников встречи в Астане. Я имею в виду печально известное "Движение Нуреддин Аз-Занки", боевики которого в июле прошлого года обезглавили 12-летнего палестинского мальчика. Эту коалицию можно считать аль-каидовской, памятуя, что "Джабхат Ан-Нусра" является сирийским филиалом "Аль-Каиды".
Попыткам террористов-нусровцев с союзниками установить свой полный контроль над северными районами Сирии противостоит группировка "Ахрар Аш-Шам", которая также активно усиливается за счёт "единомышленников" из других НВФ. Некоторые бандформирования пока выдерживают нейтралитет. В общем, процесс, похоже, пошёл. Вижу в этом для нас существенный позитив – в том смысле, что должны появиться чёткие границы между территориями, контролируемыми "Джабхат Ан-Нусрой" с примкнувшими к ней радикалами-джихадистами и отрядами вооружённой оппозиции, присоединившимися к перемирию. Это позволит эффективнее использовать боевую авиацию в тех районах, которые захватили аль-каидовцы. Думаю, что такое размежевание в перспективе будет способствовать и улучшению координации антитеррористических действий между правительственными силами, курдами и "Свободной сирийской армией", которые сегодня борются против общего врага в лице ИГИЛ на северо-востоке и востоке страны.
- Считаете ли вы возможным подключение США к Астанинскому процессу на более высоком уровне, чем посол в Казахстане? Могут ли США стать гарантом соблюдения перемирия наряду с Турцией, Ираном и Россией?
- Надеюсь, что США в близкой перспективе плотнее подключатся к этому процессу. Как я понимаю, невысокий уровень представительства США на МВСУ был связан с тем, что эта встреча совпала с "переходным периодом" в Вашингтоне. Как бы то ни было, Россия приветствует самое активное участие США в совместных антитеррористических действиях "на земле" и в процессе сирийского урегулирования в целом.
- Удается ли на данный момент сблизить подходы сирийских сторон в отношении проекта Конституции, разработанного Россией? Какие пункты являются неприемлемыми, что в целом устраивает? Будет ли встреча, намеченная в Астане на 6 февраля, направлена на продолжение дискуссии по проекту Конституции, когда может быть создана конституционная комиссия? Устраивает ли в принципе обе стороны пункт о том, что президент может избираться на 7 лет с правом быть избранным лишь дважды? Считаете ли вы, что благодаря появлению данного проекта фактор "судьбы Асада" уходит с повестки дня?
- По этому вопросу уже неоднократно высказывались Министр иностранных дел Сергей Лавров и другие представители российского руководства. Могу повторить, что мы никому ничего не навязываем и лишь пытаемся содействовать запуску предметного межсирийского диалога на эту тему. Стимулируем на участие в данном процессе все сирийские стороны.
В этой связи замечу, что после Астаны различные политические фигуры и объединения, в т.ч. оппозиционные, стали активней делиться с нами своими идеями и соображениями, касающимися конституционного строительства. Мы об этом, естественно, докладываем в Москву. Однако, как мне представляется, на нынешнем этапе важнее создать рабочий механизм, задачей которого стало бы обобщение всех имеющихся предложений и подготовка на их основе проекта нового основного закона Сирии.
Насколько мне известно, свои наработки на этот счёт есть и у спецпосланника генсекретаря ООН по Сирии Стаффана Де Мистуры. Надеюсь, что данная тема станет одной из центральных в ходе намеченных на конец февраля межсирийских консультаций в Женеве. Рассчитываю, что по итогам дискуссий между представителями сирийского правительства и оппозиции будет достигнута договоренность о начале совместной работы, может быть, в рамках специально учреждённой экспертной группы или комиссии по подготовке конституции.
- Есть ли предпосылки для создания курдской автономии в Сирии, как к этой идее относятся в правительстве Сирии и как к этому относится турецкая сторона, для которой "курдский вопрос" является болезненным? На днях сирийское правительство обратилось к СБ ООН с просьбой оказать давление на Анкару, чтобы она прекратила агрессивные действия в отношении Сирии.
- Полагаю, что вопрос о создании курдской автономии в Сирии или же, если посмотреть шире, о перераспределении полномочий между центральными и местными властями в пользу последних должен регулироваться конституцией. Публично обсуждать эту чувствительную тему, на мой взгляд, пока рано. Нужно дать возможность самим сирийцам согласовать проект нового основного закона, в котором будут зафиксированы соответствующие понимания, и затем утвердить его на всенародном референдуме.
- Как можно было понять по итогам встречи в Астане, Россия ожидает участия представителей военных отрядов, вооруженной оппозиции в Женеве, согласны ли на их присутствие в Дамаске?
- Прежде всего, считаю важным отметить, что до сих пор контакты с оппозицией, организованные при посредничестве ООН, по вине Дамаска ни разу не срывались. Капризничали, выдвигали предусловия и хлопали дверьми представители другой стороны. Что касается вооружённых антиправительственных группировок, то их делегаты, включая Мухаммеда Аллюша, уже присутствовали на предыдущем раунде межсирийских переговоров в апреле 2016 г. и, насколько я знаю, планируют поехать в Женеву и в феврале. Опасаться, что официальный Дамаск по этой причине откажется от участия в консультациях, как мне кажется, не стоит. Тем более, что в Астане представители Правительства САР и вооружённой оппозиции и вовсе сидели за одним столом и пытались договариваться относительно укрепления режима прекращения боевых действий. Этот диалог должен быть продолжен.