Андре-Марк Делок-Фурко: героем дня стал именно Щукин

Внук Сергея Щукина объяснил успех самой популярной выставки Европы за последние полвека

Андре-Марк Делок-Фурко: героем дня стал именно Щукин
Андре-Марк Делок-Фурко
Фото: ТАСС, Артем Геодакян

Москва. 1 марта. INTERFAX.RU - Выставка картин из коллекции Щукина в Париже на днях преодолела барьер миллионного посетителя, став самой успешной выставкой в Европе за последние полвека. Из-за небывалого наплыва желающих (даже через четыре месяца после ее открытия перед кассами фонда Луи Виттон в Булонском лесу до сих пор стоят огромные очереди) часы работы в последнюю неделю выставки продлили с семи утра до одиннадцати вечера, а в последний день - до часа ночи. О причинах грандиозного успеха коллекции во Франции и своих дальнейших планах в эксклюзивном интервью корреспонденту "Интерфакса" Наталье Сависько рассказал внук Сергея Ивановича Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.

- Андре, как вы думаете, почему выставка никому не известного в Европе русского коллекционера смогла получить в Париже такой ошеломляющий успех?

- Выставка действительно получилась триумфальной, несмотря на то, что многие полотна из щукинской коллекции побывали в Париже уже не раз. Наверное, ее даже можно назвать своеобразным блокбастером в выставочной деятельности, ведь она смогла побить все рекорды по посещаемости за последние 50 лет. Уже сейчас она опередила ретроспективу Моне 2010 года, прошедшую в Гранд Пале, которая собрала 913 тысяч посетителей, собрание Дали в Центре Помпиду в 1979, куда пришли 840 тысяч человек. По нашим подсчетам, к закрытию 5 марта она превзойдет даже выставку коллекции Барнса в Орсэ в 1993 году и собравшую тогда миллион сто тысяч посетителей (хотя точной эту цифру назвать нельзя, ведь билеты продавались в музей, а не отдельно на эту выставку, а Орсэ один из самых посещаемых музеев мира). Судя по непрекращающемуся потоку посетителей, приезжающих на окраину Парижа "на Щукина", несмотря на неудобный транспорт, готовых стоять в часовых очередях даже под дождем, мы рассчитываем, что до закрытия ее посетят миллион двести тысяч человек.

Выставка "Шедевры современного искусства. Собрание Щукина" проходит в музее Фонда Луи Виттона в Париже с 22 октября по 5 марта. На ней впервые за столетие собраны вместе шедевры из коллекции московского купца Щукина: Пикассо, Матисс, Дега, Моне, Гоген, а также другие знаменитые живописцы первой половины ХХ века. В 1918 году галерея Щукина была национализирована и позже открыта для посещения под названием "Первый музей новой западной живописи", затем - соединена с морозовским собранием, а в 1948 году после возвращения из эвакуации полотна были разделены между собраниями ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажем, по сути определив нынешний облик этих музеев.

Конечно, такой успех, прежде всего, связан с интересом публики к полотнам французского модернизма, хранящимся в другой стране. Но дело еще и в уникальности самой коллекции. Щукин не только одним из первых понял талант и историческое значение этих мастеров, но и сумел собрать их лучшие работы, показывающие эволюцию искусства в начале XX века. Он обладал поразительным чутьем на шедевры, перевернувшие представления об искусстве. Выставленные вместе эти яркие и значимые полотна производят настоящий культурный шок. В этом и есть секрет успеха выставки, на которую многие возвращаются еще раз. А ведь здесь публика избалована, и к тому же видела многие из этих работ на ретроспективных выставках Матисса, Моне…. Поэтому, я считаю, что героем дня стал именно Щукин, совершенно неизвестный в Европе русский промышленник, даже не художник! Не Пикассо, не Ренуар! Для российского посетителя выставка тоже имеет особое значение, несмотря на то, что все картины находятся в Москве и Петербурге. Ведь впервые после ее трагического разделения в 1948 году указом Сталина, коллекцию можно увидеть вместе и выставленную так, как это задумывал сам Сергей Иванович и не перемешанную с другими картинами.

Фото: abacapress/vostock-photo

- Расскажите о том, как возникла идея ее создания.

- Идея появилась у меня очень давно, но возможностей ее реализовать долго не было. А потом, все как то сразу очень быстро сложилось. Четыре года назад, на открытии одной из выставок в Эрмитаже я случайно увидел Пиотровского и предложил ему эту идею. К моему удивлению, он сразу согласился и назначил мне встречу буквально на следующий день и мы договорились об основных моментах. Он же придумал концепцию выставки, изложив ее мне буквально за пять минут. И это было был так ясно и так просто: четыре месяца (чтобы люди со всего мира успели приехать), только Париж и чтобы не было видно дележа между Петербургом и Москвой.

А дальше уже сама решала Анна Балдассари (экс-директор музея Пикассо), ставшая куратором выставки. Она хотела показать влияние щукинской коллекции на русский авангард, ведь оно было огромным – тогда даже училища живописи опасались повального увлечения своих учеников французским импрессионизмом. Мы с Анной считали, что не нужно привозить слишком много картин, потому что от большого количества экспонатов зритель устает. Тем более, что мы хотели связать их с авангардом, а это еще 20 работ. Все, что пришло, задумано куратором с определенной логикой, например, мы показали развитие портрета, натюрморта и так далее. Я думаю, это было правильное решение, и успех выставки это доказывает. Мы отобрали 22 полотна Матисса, 29 работ Пикассо, 12 шедевров Гогена, по восемь — Сезанна и Моне. Всего в экспозиции 158 работ (включая русский авангард, который, кстати, Щукин не собирал). Основную часть экспонатов привезли из Эрмитажа и ГМИИ имени Пушкина, еще 15 картин - из Третьяковской галереи. Полотна из музеев Ростова, Саратова и Кировской области, а также из коллекций Нидерландов, Греции, Франции, Монако и США дополнили экспозицию. Чтобы разместить их, потребовались четыре этажа!

Кстати, четверть коллекции "невыездная". Например "Музыка", "Арабское кафе", и "Семья художника" Матисса, или "Две сестры", "Портрет Сабартеса" Пикассо. К сожалению, они находятся в плохом состоянии и реставраторы запрещают любое передвижение этих картин. Поэтому мы неоднократно поднимали вопрос о проведении выставки коллекции Щукина в России, где можно было бы показать весь фонд. И кто знает, может быть это когда-нибудь случится!

- Как вы думаете, как вашему деду, не имевшему художественного образования и по сути далекому от искусства человеку, удалось собрать такую коллекцию?

- Сергей Иванович, несомненно, был человеком одаренным, и не только в бизнесе. Он чувствовал, понимал искусство, хотя, действительно, не имел специального образования. Когда он покупал картины импрессионистов в Париже, их не особенно жаловали критики, а ему удалось разглядеть таких крупных мастеров интуитивно, без промахов. Мне кажется, на таланте выбирать картины сказались его профессиональные навыки – все таки он был текстильным магнатом, разбирался в тканях, расцветках, и наверное это позволяло особенно тонко чувствовать цвет, колорит картин. Ведь не случайно, он любил именно Матисса, с его яркими красками, любил праздник жизни в картинах Гогена.

Но мне кажется, что особенно сильно на этот щукинский талант повлияли трагические обстоятельства в его личной жизни. Именно в этот период 1905-1907 он потерял сына, а затем обожаемую жену…. В искусстве, в своей "охоте" за картинами, он пытался забыться от горя, отдал коллекции все свои душевные силы, и, думаю, с обостренной силой чувствовал шедевры именно потому, что очень страдал. Не случайно, живя уже в Париже с молодой женой (моей бабушкой) и дочкой (моей мамой), в благополучии и достатке обретя душевное равновесие, он полностью потерял интерес к коллекционированию.

Хотя деда я в живых уже не застал, я прекрасно помню атмосферу, оставшуюся после него в доме, рассказы бабушки и мамы о нем (в семье, говорили исключительно по-русски), обстановку нашей квартиры в 16 районе Парижа. Кстати, от деда мне досталась одна картина, загадку которой мы пытаемся разгадать до сих пор.

- Загадку? Разве в Щукинском наследии еще остались секреты?

- Остался один очень интересный вопрос. Пару лет назад, рассматривая фотографии московского особняка Щукина, мы с женой вдруг обнаружили, что на стене висит картина, которая до сих пор не фигурировала в окончательной описи 1918 года, сделанной зятем коллекционера. Это женский портрет дамы с длинными темными волосами. Начали разбираться, искать среди картин списка, составленного в начале 1914-го, изучали фотографии. Но ни одна не совпадала. Так у нас появилась 259-я работа, не фигурировавшая ни в одном списке!

По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Щукина на 2012 год составляла 8,5 млрд долларов США

Мы рискнули предположить: а что, если на той фотографии был женский портрет неизвестного автора, который сейчас находится у меня? Я помню его с детства, он висел в нашей старой парижской квартире. К сожалению, при увеличении фото утрачивает ясность и не позволяет точно разглядеть картину, но по размеру и по возможной тематике, это вполне могла бы быть моя! Особой эстетической и художественной ценности она не представляет и в коллекцию Щукина, оставленную в Советской России, никогда не входила. Да и ее автор явно не знаменитость. Но здесь интересно другое: кто эта женщина? И почему именно ее портрет Сергей Иванович увез с собой в Париж? Последние несколько картин, доставшихся мне от деда, я давно передал российским музеям, но эту хотел бы оставить у себя, я к ней очень привязан.

- Действительно, интересная история. Но давайте вернемся к вашей выставке. Французские СМИ много критикуют выбор места ее проведения. Частный фонд вместо государственного музея. Почему вы выбрали именно его?

- По очень простой причине – музеи просто не смогли бы оплатить затраты на организацию такого мероприятия. Средний бюджет большой выставки редко превышает 2,5 млн евро, а здесь потребовалось около 10 млн (хотя слухи ходят о 12 млн, но это, скорее всего, парижская привычка утрировать и возмущаться).

Фонд (то есть частный капитал) взял на себя заботы о страховке, перевозе и даже частичной реставрации картин. Отреставрированы рамы, которые были в плохом состоянии, некоторые картины заново покрыты лаком, а это очень трудоемкий и дорогой процесс. "Розовая комната" Матисса отреставрирована полностью, можно сказать спасена. Раньше она тоже была "невыездной", а теперь может снова путешествовать по всему миру. Кстати, все реставрационные работы выполняли российские специалисты. В общем, резкая критика из-за выбора этой площадки для нас не неожиданность, но другого выхода у нас не было.

Фото: abacapress/vostock-photo

- Да, вывоз даже половины такой коллекции мероприятие дорогостоящее. Ведь стоимость "щукинской" оценивается более 6 млрд евро. Вам не страшно было брать на себя ответственность за транспортировку и сохранность таких сокровищ?

- Хороший вопрос. Ответственность действительно огромная, но картины защищены всеми возможными средствами и застрахованы на огромные суммы. К тому же, как вы понимаете, основную ответственность взяли на себя российские власти, согласившиеся отпустить картины в Париж. Это было принципиальное решение, огромный дружественный шаг, ведь одолжили то нам не два Гогена, а все-таки больше ста шедевров! И на это потребовалось согласие самого президента Путина, которое он дал, за что мы очень ему благодарны.

Поэтому я не очень переживаю, я вообще оптимист, к тому же хорошо знаю ремесло музеев. Вывоз таких коллекций, это всегда очень серьезно, но я не помню никаких катастроф, связанных с выставками. Да, были случаи, когда картины погибали, при 2001 теракте в Нью-Йорке, или в 1912 на Титанике, например. Но это совсем другое: они не выставлялись, а лежали в сейфах. Я уверен, что с нашими картинами все будет хорошо, и они вернутся в Россию в целости и сохранности, музейщики знают, как это делать.

- Андре, расскажите пожалуйста о ваших планах. Наверняка, после такого успеха вы хотели бы продолжить работать с Россией.

- Планов у меня много, и все они действительно связаны с Россией. Мне хотелось бы по-максимуму раскрыть огромный потенциал в сфере культуры между нашими странами. Для России, для ее присутствия в Европе культура очень важна, и мне очень приятно, что я помог вашей (и немножко моей) стране сделать такую успешную выставку. Я всегда считал, что культура - это сила, которая на политической арене без трагедий и жертв может сделать гораздо больше, чем танки и пушки. А выход на такой высокий уровень, безусловно, облегчает работу дипломатов, помогает в решении конфликтов и недопониманий, которые есть между любыми странами.

Думаю, что Россия еще больше укрепила свои позиции в культурной сфере благодаря Щукину, который спустя сто лет стал самым знаменитым коллекционером в Париже, а значит и в мире, ведь Париж до сих пор остается мировым центром культуры. И прославил Россию. Я уверен, что после такой сенсации мы обязательно еще раз увидим масштабную выставку "щукинской" в другой крупном городе мира - Лондоне, Нью-Йорке, Берлине. Кстати, влияние нашей выставки видно в Европе уже сейчас. Вот, например, недавно в Лондоне открылась крупная выставка "Revolution", посвященная России. И, думаю, проявится еще не раз.

Я также очень рад тому, что благодаря нашей выставке появились договоренности о помощи между фондом Луи Виттона и российскими музеями, но какие именно, пока секрет. Об этом вам лучше расскажут там. А лично для меня успех выставки особенно важен, ведь это настоящее триумфальное возвращение моего предка. Наблюдать за этим, быть сопричастным, помогать вернуть имена российских коллекционеров в Европу, где о них давно забыли – для меня огромное счастье.

Конечно, пока еще рано анонсировать новые выставки, надо немного прийти в себя после нашей напряженной работы с Фондом. Но наметки, естественно, есть. Может быть, это будут собрания других братьев Щукиных, ведь они тоже заслуживают внимания. Хорошим поводом могла бы стать, например, открывшаяся на прошлой неделе в Лувре выставка Вермеера, которая показывает его влияние на голландских живописцев. А как известно, одна из самых значительных коллекций средних голландских мастеров – это коллекция Дмитрия Ивановича Щукина, которая находится в музее Пушкина. К сожалению, сейчас она разбросана между других голландцев или пылится в запасниках. Но очевидцы, видевшие это собрание в его особняке на Арбате, вспоминали о том, что испытывали шок - такое это было невероятное по эстетической силе зрелище, ведь картины он выбирал по принципу гармонии. Ни одна картина не потеряна, и для того, чтобы увидеть классический ансамбль, надо просто устроить выставку. Или, например коллекция "парижского Щукина" - Ивана Ивановича, а также Петра Ивановича, собиравшего изысканные предметы русского антиквариата. Его коллекция тоже сохранилась и находится в Историческом музее, которому он передал ее до революции. То есть потенциал для будущих выставок есть, особенно учитывая, что теперь в Париже имя Щукиных стало очень известным. Были разговоры о том, чтобы привезти морозовскую коллекцию…. Может быть и получится. Будем надеяться, но о чем-то конкретном говорить пока рано.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости