Москва. 15 марта. INTERFAX.RU - В среду в Государственном историческом музее открылась выставка "Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII - начала XX века". Она состоит из 600 экспонатов и рассказывает о стиле русских щеголей.
Смотр, который готовился около двух лет, разделен на три части, хронологически следующих друг за другом и знакомящих посетителей с определенными периодами в истории мужской моды императорской России. В экспозиции показано, как одежда, аксессуары и косметика формировали образ человека с середины XVIII до начала XX века. Понятное сегодня многим желание выразить свою индивидуальность демонстрируется на примере костюмов для бала, охоты, парада, домашнего облачения. По словам устроителей выставки, они намеренно стремились избегать персонификации экспонатов - в экспозиции, за исключением портретов или фотографий, не указано, кому принадлежала та или иная вещь, что дает посетителю больший простор для фантазии и воссоздания чарующего образа модника прошедших эпох.
Петиметры
История щегольства в России началась в XVIII веке, формирование социального типа модника было связано с волей Петра I и во многом носило искусственный характер. Впрочем, уже при дворе Елизаветы Петровны появились щеголи европейского образца или, как их тогда называли, петиметры. Они, вне сомнения, могли дать фору современным любителям барбершопов и шоурумов - подготовка и сборы на бал или званный обед могли занимать по нескольку часов. И это с учетом того, что облачаться им помогал как минимум один камердинер.
Одним из таких петиметров был Иван Шувалов, фаворит императрицы, который, пользуясь положением, принялся прививать петербургскому двору вкус к парижским модам, вводил французский язык и обычаи в повседневную жизнь высших слоев общества.
В целом в это время превалировало влияние модных тенденций Франции. Отсюда страсть аристократических модников к чрезмерному декорированию образа с использованием ярких тканей, вышивок, кружев. Это было связано вовсе не с феминностью или стремлением быть похожими на женщин, а с дороговизной подобных материалов. Из этого просто сделать вывод: "щегольское общество" было исключительно элитарным, состоящим из аристократии, потому что только зажиточные подданные императрицы могли позволить себе столь шикарные вещи.
Экспозиция наглядно это демонстрирует - в первом разделе смотра представлены богато украшенные камзолы, шпаги, чулки. Кроме того, в отдельной витрине выставлен парик того времени - их сохранилось очень мало и немногие музеи мира могут похвастаться подобной вещью в своей коллекции. Вопреки расхожему мнению, их носили только мужчины (женщины использовали накладные волосы), и были они очень статусной вещью. Обладатель парика автоматически выделялся среди других слоев населения. Недаром, например, в Англии парики считались крупной наживой у местных воришек - их срывали на улицах с прохожих, а затем выручали за них немалые суммы на "черном рынке".
Помимо одежды на выставке представлены и вещи, которые дополняли образы аристократов - золотые и серебряные перстни с бриллиантами и аметистами, пуговицы, украшенные миниатюрами (например, с изображением сцен из "Истории Абеляра и Элоизы" или с видами Парижа), табакерки (есть и необычные - в виде туфельки или сливы), а также обувные пряжки.
В то время кожаная обувь была невероятно дорогостоящей и создавалась исключительно в черном цвете. Таким образом, чтобы создать иллюзию разной обуви, модники просто меняли пряжки. И хотя мужская обувь была чуть более прочной, чем женская (известен случай, когда туфельки Марии Антуанетты развалились после первой и единственной прогулки в них по саду), новые пары приходилось покупать довольно часто.
Одним из самых необычных экспонатов того времени являются так называемые шатлены. Они представляли собой прототипы современных брелоков или в некотором роде умных часов, позволяя носить все необходимые вещи (или данные) с собой. На шатлены можно было закреплять множество различных нужных аксессуаров вроде ароматников, несессеров, печатей. Чаще всего они выполнялись из медного сплава и покрывались золотом или другим драгоценным металлом.
Как денди лондонский одет
Второй раздел выставки приходится на первую треть XIX века и связан с новым социально-культурным типом щегольства - стилем британских денди. Законодателем мод становится Великобритания, на первый план выходит сдержанность и лаконичность. Неизменным остается одно - возможность называть себя модниками остается почти исключительно прерогативой дворянства. Тем не менее моде старались следовать многие, а некоторые, особенно интеллектуальная элита, - Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Петр Чаадаев, князь Петр Вяземский, - обладали чертами истинных денди.
В то время пробуждается интерес к античному искусству. Это воплотилось в мужественных треугольных силуэтах с выделенной линией плеча и чрезмерно обтянутыми ногами. Модные гравюры того периода на выставке демонстрируют самые настоящие лосины (не сильно отличающиеся от нынешних джинсов скинни), которые наглядно демонстрировали рельеф мужских ног.
Лаконичность форм модники старались разнообразить деталями - массивными перстнями, изысканными лорнетами, карманными часами, булавками для галстуков (на выставке представлена выполненная из золота с алмазом, рубином и жемчугом).
Отдельно надо сказать о галстуках - современные галстуки являются редуцированной версией своих предшественников XIX века. На выставке показан титульный лист и приложение к книге с говорящим названием "Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстук" 1829 года. Тогда существовало большое количество вариантов завязывания узла галстука, а сам он представлял собой целый кусок ткани.
Надо отметить, что современный мужской костюм - выходец из XIX века. Именно с того времени деловой костюм стал монохромным, его принялись шить преимущественно из тканей затемненных цветов. То же касается структуры, формы лацканов, двубортных, однобортных пальто.
В этой же части смотра, помимо офицерского мундира Лейб-Гвардии Финляндского полка образца 1820-х годов, фраков, домашних халатов для курения, публика сможет увидеть украшения, записные книжки и другие аксессуары.
XX век
XX век принес с собой существенные изменения - производство одежды стало массовым. Все модные тенденции начали воспроизводиться в более дешевых материалах, появился пластик, который быстро нашел свое место в ювелирном деле. Мода стала достоянием средних слоев городского населения - купцов, разночинцев, мещан.
Третий период выставки относится к первым двум десятилетиям XX века и проходит под знаком утонченной эстетики декаданса. Несмотря на то, что тиражирование способствовало упрощению и вульгаризации моды, культура щегольства в это время переживает новый виток эволюции. Декадентская эстетика соединялась с усилившимся театральным характером дендизма. А вкупе с увлечением активным отдыхом и спортом это повлекло за собой создание более простой и удобной одежды.
Авторы выставки подтверждают это "спортивной" одеждой - бельгийским канотье фирмы Vermetten&Antwerp&Berchem 1910-х годов (которое, впрочем, выглядит совсем как современное) или запонками с изображением жокейских атрибутов. Здесь же представлен портрет светлейшего князя Горчакова в головном уборе для верховой езды 1880-х годов. Хотя, несмотря на дату снимка, князь сошел бы за своего в любом современном мегаполисе с его залихватскими усами и в двубортном пиджаке.
Кроме того, здесь представлены верхняя одежда, котелки, цилиндры, сорочки, сменные накрахмаленные воротнички, манжеты, перчатки и многое другое.
Отдельно выставляется единственная на выставке пара обуви фирмы "Скороходъ" 1910-х годов. По виду она почти не отличается от современной обуви и является своеобразным гибридом оксфордов и лоферов.
Дорисовать в воображении образ модника помогут картины, гравюры, карикатуры, журналы, книги, многие из которых демонстрируются публике впервые.
Выставка, которая сопровождается изданием подробного каталога, продлится до 28 июля.