Москва. 15 марта. INTERFAX.RU - Фильм "Красавица и чудовище", выходящий на этой неделе в российский прокат, еще до премьеры оказался предметом критики, направленной с противоположных сторон. В России не смотревший картину депутат Госдумы Виталий Милонов узнав, что один из персонажей фильма - гей, потребовал запретить ленту в прокате. В результате она все же вышла у нас, но с высоким для киносказки рейтингом 16+. Западные же критики, посмотревшие фильм раньше российских, обвиняли режиссера Билла Кондона (до этого снял в числе прочего "Сумерки. Сагу. Рассвет") в том, что его работа начисто лишена новизны и практически до буквы (читай покадрово) воспроизводит классический диснеевский мультфильм 1991 года.
Едва ли есть смысл пересказывать сюжет "Красавицы и чудовища" - сказка Жанны-Мари Лепренс де Бомон о заколдованном принце, превращенном в чудовище, заклятие с которого снимет только настоящая любовь, знакома, наверное, всем. В Disney к столь финансово перспективному проекту как переложение такой известной истории привлекли тяжелую артиллерию: у "Красавицы и чудовища" абсолютно звездный актерский состав. Так, красавицу - Белль играет Эмма Уотсон, чудовище - обрисованный на компьютере Дэн Стивенс, злодея Гастона - Люк Эванс, его друга ЛеФу (спойлер, без которого можно и не разобраться, - это он гей) – Джош Гад. Но российские зрители оценить актерский состав смогут лишь наполовину - только на титрах они узнают, что в оригинале каждый подсвечник и чайник говорит звездным голосом. Заколдованную утварь озвучивали, в том числе, Юэн Макгрегор, Иэн МакКеллен, Эмма Томпсон и Стэнли Туччи.
Перевода, к счастью, не требует визуальный ряд. Фильм отлично снят, а во многих сценах - и это не только балы и баталии, но и, например, покупка овощей и попойка в кабаке - настолько визуально богат и изобретателен, что зрители действительно оказываются в сказке. Чарует все - каждый лепесток розы, гардина или тарелка. Правда, несколько раз под этой пышностью картина начинает проседать и превращается в фонтанирующий визуальными образами гимн самой себе, но каждый раз умудряется вернуться назад, к самой истории.
Компенсировать значительные заимствования из мультфильма сценаристы "Красавицы и чудовища" решили, очевидно, внесением нескольких новаций в сюжет, которые только его усложняют и раздувают хронометраж. Но несмотря на них, Кондон бойко и интересно рассказывает историю, в которой действуют объемные (не только благодаря 3D) персонажи. Лучше всего, пожалуй, получились злодеи - персонажи Гастона и ЛеФу, на даже по-прежнему картонная игра Уотсон не раздражает - кажется, что такой слегка оторопевшей и будет выглядеть жительница деревни, попавшая в замок к монстру.
Этот проект Disney подтверждает, что каждое поколение получает такие сказки, которых заслуживает: "Красавица и чудовище" - это стопроцентно фильм нашего времени. В роли Белль здесь сторонница феминизма сомнительной крепости убеждений, на третьестепенных ролях - несколько темнокожих, которые появляются в кадре на две минуты. Что касается геев, о которых говорилось ранее, то их в фильме и нет. Если бы не было такой бучи, никто бы не заметил предположительных представителей секс-меньшинств - намек на них такой смутный, что взволновать может только Милонова. Впрочем, само их присутствие характерно: политкорректность царит теперь повсюду и даже в сказках, но в целом, очевидно, ровным счетом ничего не значит.
В итоге "Красавица и чудовище" - это богато украшенный и близкий к оригиналу не только по картинке, но и по духу фильм, который дарит веру в чудо и погружает в волшебство. А потому можно отбросить все сомнения в нужности и полезности этой картины и просто быть гостем волшебной сказки.