Москва. 15 марта. INTERFAX.RU - Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), запустившая в ноябре 2016 года торги поставочными фьючерсами на российскую нефть Urals, ожидает первые физические поставки по контракту и продолжает формировать инфраструктуру для биржевой торговли отечественной нефтью. О том, какие темы поднимаются на переговорах СПбМТСБ с российскими компаниями, мировыми трейдерами и банками, а также о шансах СПбМТСБ вырасти до уровня международной торговой площадки в интервью "Интерфаксу" рассказал первый вице-президент, зампред правления биржи Михаил Темниченко.
- Ожидалось, что первая физическая поставка по контракту в рамках торгов фьючерсом на российскую нефть Urals будет осуществлена в марте. Сможет ли биржа реализовать намеченные планы? Или сроки по физическим поставкам сдвигаются - и почему?
- Рынок поставочных фьючерсов на Urals существует около трех месяцев, часть которых пришлась на длительные новогодние праздники. Сейчас можно делать только предварительный анализ первых шагов. Он таков - мы движемся в правильном направлении. Есть оценки уважаемых западных ценовых агентств, в частности, Argus и ICIS, которые называют начальную стадию нашего проекта успешной. Все понимают, что реальный рынок фьючерсов на Urals невозможно запустить моментально. Нужно пройти множество этапов, накопить ликвидность, добиться признания котировки.
Первые физические поставки по контракту Urals - это очень важный момент. Он будет сигнализировать о том, что срочный рынок российской нефти заработал в полную силу, процедуры обкатаны, что через фьючерс возможен доступ к реальным объемам. И это будет однозначный сигнал всем участникам международного рынка нефти, что можно и нужно активно подключаться к работе на СПбМТСБ. Чисто технически организовать первую поставку можно уже сейчас. Однако мы не спешим ускорять этот процесс, понимая, что многим компаниям нужно еще время на подготовку и подключение к торгам. В первую очередь речь, конечно, идет о иностранных покупателях. Первые физические поставки по контракту Urals обязательно будут, но позднее. Развитие рынка будет проходить в несколько этапов, начальные из которых мы уже успешно преодолели.
Первое: запущен контракт с технологией, которая устраивает всех участников. Мы привлекли маркет-мейкеров, которые поддерживают двухсторонние котировки с заданным спрэдом в течение основного времени торговой сессии. Понятно, что количество сделок и участников на текущем этапе не столь велико. Но главное, что присутствует постоянная трейдинговая активность и поддержка спроса-предложения.
Второе: основные российские нефтяные компании получили доступ на срочный рынок Urals и провели очень серьезную работу по подготовке к проведению реальных сделок на этом рынке. Они уже являются либо членами биржи, либо членами секции срочного рынка, установили терминалы для доступа на рынок, подписали договоры с клиринговой организацией. И большинство отечественных нефтяных компаний уже проводят в тестовом режиме операции на рынке.
Российские нефтяники - непосредственные продавцы Urals, первая из сторон рынка фьючерса. Следующим этапом является привлечение на биржу покупателей - международных трейдеров и нефтепереработчиков, а также российских и иностранных финансовых организаций. После того, как иностранные партнеры придут на срочный рынок нефти СПбМТСБ, будет замкнута цепочка продавец-покупатель. Тогда на повестку дня выйдет проведение первых тестовых поставок физической нефти. Возможно, первоначально это не будет постепенный набор физической партии через ежедневные торги, скорее всего, компании будут делать крупные сделки в объеме поставочной партии и затем выходить на поставку.
- И почему нерезиденты осторожничают в подключении к торгам экспортным фьючерсом на российскую нефть?
- Здесь процесс, действительно, пока идет медленнее, чем хотелось бы нам. Но по вполне понятным причинам. Одна из них в том, что для иностранцев прямой допуск на российскую биржу разрешен только с осени прошлого года, а изучение информации о бирже и новом рынке, согласование внутренних процедур для работы с новыми контрагентами и юрисдикциями в крупных международных компаниях занимает определенное время.
"Первыми ласточками" - нерезидентами стали Omega Funds Investment Limited и швейцарская дочерняя компания "Роснефти" - Rosneft Trading S.A., которые допущены к торгам экспортным фьючерсом Urals. Сейчас мы активно обсуждаем с широким кругом других потенциальных зарубежных участников вопрос подключения их к торгам фьючерсом. Имена понятны, это компании, которые являются основными покупателями нефти Urals у российских нефтяных компаний. Все они в той или иной степени изучили вопрос выхода на срочный рынок нефти на СПбМТСБ.
В ходе этих переговоров с иностранными участниками рынка большое внимание уделяется вопросу клирингового обслуживания нефтяных трейдеров. По сложившейся мировой практике при заключении сделок на различных сегментах нефтяного рынка, в первую очередь с фьючерсами, свопами и т.п. компании осуществляют операции через один-два крупных банка, оказывающих им услуги по управлению обеспечением, расчетам, риск-менеджменту. В совокупности все эти операции называются клиринговыми услугами. И вполне естественно, что большинство иностранных трейдеров хотят работать по такой, привычной для себя схеме на СПбМТСБ. Для этого нам нужно привлечь специализирующиеся на клиринговых услугах международные банки к работе с нашей клиринговой организацией. А это еще один пласт работы для нас - убедить акул мирового финансового бизнеса прийти на биржу в Россию.
- Разве изначально не было понятно, что при привлечении мировых трейдеров к торгам фьючерсом Urals может возникнуть тема международного клиринга?
- Безусловно, изначально мы учитывали этот фактор. Но еще несколько месяцев назад предмета для разговора с международными клирингами у нас просто не было - торги фьючерсом Urals не были запущены. Сейчас ситуация поменялась, и есть повод для обсуждения.
До недавнего времени мы в большей мере обсуждали с иностранными участниками нефтяного рынка то, насколько им будет интересен доступ к поставкам физической смеси Urals через фьючерсные контракты. Когда стало понятно, что многие трейдеры готовы присоединиться к торгам, а речь дошла до стадии практического выхода, появилась необходимость наличия клиринговых банков. Практически каждый трейдер привык работать с конкретным партнером в этой области. Появились конкретные имена и бизнес-темы для разговора с банкирами. Тем более, что в случае с фьючерсами на Urals возникает вопрос рублевых расчетов, конверсий, валютных рисков, а это для банков возможность дополнительного заработка.
СПбМТСБ еще в прошлом году начала общаться по этому поводу с зарубежными банками, специализирующими на оказании клиринговых услуг на товарных рынках. На этом рынке в мире около двух десятков серьезных игроков, примерно с половиной мы уже имели контакты разной степени интенсивности. С кем-то проведены только установочные встречи, с кем-то налажены тесные отношения. Пока у зарубежных банков достаточно сдержанная реакция, но в принципе, переговоры с тремя-четырьмя клирингами кажутся нам очень перспективными. Тем более что наши предложения подкрепляются запросами со стороны их клиентов. Называть эти банки сейчас не хотелось бы, но их появление на СПбМТСБ - вопрос месяцев, они точно придут к нам в 2017 году.
Есть и вторая сторона медали. Представьте себе, что такое международный банк, который оказывает услуги для крупных клиентов на международном товарном рынке. Такие проекты выстраиваются в течение долгого времени и должны иметь под собой очень серьезные экономические основания. Сейчас мы призываем самих трейдеров обращаться с подобной просьбой к своим привычным финансовым институтам, оказывающим клиринговое обслуживание. Кроме этого, ряд российских организаций с международным присутствием, таких как "ВТБ Капитал", ФК "Открытие", "БКС Глобал Маркетс", "Финам" и другие уже предлагает свои клиринговые услуги нефтетрейдерам, однако большинство из них пока предпочитает работать через привычного им партнера.
Так или иначе рынок реальной нефти Urals всем интересен, иностранные трейдеры подтверждают свои намерения на него выйти. Поэтому понятно, что банки-первопроходцы получат основную долю этого рыночного "пирога".
- И что же мешает международным трейдерам воспользоваться услугами клиринга российских банков на российской бирже, торгующей российской нефтью?
- Только то, что раньше этого не делалось. На сегодняшний момент нет практики прямой работы иностранного участника на российской бирже в постоянном режиме. В современной России за все время существования ее финансовых рынков не удалось решить задачу привлечения игроков глобального уровня на постоянной основе. То, что сейчас предлагается иностранным финансовым институтам - российские акции, бонды - не достаточно для того, чтобы полноценно и постоянно присутствовать на рынках РФ.
Российская нефть может создать подобный прецедент. Она интегрирована в мировой рынок, ею торгуют международные компании, нефтяной рынок имеет не только физический, но значительной бумажный сегмент. Выстраивая сейчас биржевой сегмент российского нефтяного рынка, мы на долгие годы вперед привлекаем иностранцев, торгующих Urals. Они будут присутствовать на бирже столько, столько будет существовать физический поток нефти Urals со своими количественными и качественными характеристиками. Это уникальное окно возможностей, когда под реальный продукт действительно можно привлечь в Россию многих мировых игроков, "делающих погоду" на рынке.
Еще один огромный плюс для рынка - присутствие на нем российских нефтяников, производителей и продавцов, гарантирующих возможности физических поставок. А для наших нефтяников создаются удобные условия для биржевой торговли своей нефтью дома.
Задача формирования международно признанного бенчмарка не может быть решена в условиях локального "междусобойчика". Бенчмарк может быть рожден только на рынке, кондиции которого соответствуют мировым требованиям. Если все элементы рынка сложатся так, как мы рассчитываем, возникнет уникальная перспектива - на бирже в России, где представлены крупные российские компании и привлечено международное трейдинговое сообщество, может быть сформирована достойная инфраструктура для торговли отечественной нефтью в мировом масштабе. Постепенно добавляя другие биржевые инструменты, можно выйти на новый уровень - своего рода международный финансовый центр, идея которого какое-то время назад активно обсуждалась.
Несомненно, при выходе на российскую биржу у иностранцев возникает масса вопросов - от валютного контроля до налогообложения и прочего. Все эти вещи сейчас параллельно прорабатываются с Минфином, Центральным банком, Федеральной антимонопольной службой, другими ведомствами. Иностранцы задают вопросы, мы постепенно, шаг за шагом снимаем возникающие перед ними проблемы. Конечно, пока множество деталей не соберется в единую мозаику, прорыва не будет. Но есть стремление с российской стороны и желание со стороны зарубежных партнеров.
- Российские нефтяники пока сдержанны в оценках перспектив торговли фьючерсом Urals. Почему они не спешат начать фьючерсные торги отечественной нефтью?
- Наши нефтяники технически к торгам готовы, практически мы проводили для них несколько обучающих занятий. Но они осторожны, поскольку в силу своей специфики, пока не имеют достаточного опыта биржевой торговли нефтью. Кроме того, внутри компаний выстроены определенные бизнес-схемы. А то, что мы им предлагаем, привносит в работу нефтяной компании новые элементы, что-то необходимо менять, а что-то и выстраивать заново. В процессе подготовки к фьючерсным торгам Urals компании нанимали консультантов, разрабатывали внутренние документы для управления рисками, для работы с биржевыми инструментами. Безусловно, здесь нет универсального рецепта, у каждого ВИНКа будет своя история.
Мы разделяем позицию нефтяных компаний, что первые сделки нужно делать аккуратно, в тестовом режиме. Биржа сейчас создает условия для дальнейшего движения, предлагает варианты работы на рынке с минимальным уровнем риска и постепенным повышением вовлеченности в торговлю фьючерсами. Например, со всеми НК ведем переговоры о получении официального статуса маркет-мейкера, поддерживающего котировку на продажу. Это означает, что в течение определенного времени торговой сессии компания должна держать заявку на продажу фьючерсных контрактов без жестких ограничений по цене. Такой маркет-мейкер, в частности, получает определенные льготы, а само соглашение подписывается на добровольной основе.
Наличие маркет-мейкеров из числа нефтяных компаний, поддерживающих предложение, очень позитивно воспринимается участниками рынка - покупателями, повышает уровень доверия к торгам. Рынок в таком случае может видеть, что российские нефтяники каждый день присутствуют на торгах, выставляют цену. Если цена привлекательная, то обязательно найдутся покупатели.
Для самих компаний маркет-мейкерство - тоже полезный инструмент. Внутри организации появляются профессионалы, которые на регулярной основе мониторят срочный рынок нефти, следят за ценой. Этот кадровый состав впоследствии может стать основой для организации трейдерских подразделений, задачей которых будет зарабатывать дополнительную маржу.
Пока подобный статус маркет-мейкера получил только "ЛУКОЙЛ" . Достигнута принципиальная договоренность еще с одним российским ВИНКом, и мы рассчитываем объявить о новом маркет-мейкере в ближайшее время. С другими компаниями продолжается работа, мы стараемся быть максимально убедительными, доказывая компаниям, что в конечном счете развитие рынка пойдет всем на пользу.
Оценивая сейчас ситуацию с торгами фьючерсом Urals, сравнивая ее с тем, что было год-полтора назад, мы видим огромный прогресс. Сформирован инструментарий, запущены торги, международные участники стали намного позитивнее воспринимать и сам проект, и потенциал срочного рынка российской нефти. А в свете того, что мировое профессиональное сообщество испытывает серьезные опасения относительно будущего марки Brent, российская нефть Urals получает все шансы стать новым бенчмарком.