Москва. 17 марта. INTERFAX.RU - Госдума на заседании в пятницу приняла во втором чтении законопроект, который позволит физлицам, находящимся под санкциями, подавать заявления о непризнании себя налоговыми резидентами РФ, если они являются налоговыми резидентами иностранного государства.
Поправка внесена в статью Налогового кодекса о плательщиках НДФЛ. Согласно поправке, в том случае, если в налоговом периоде в отношении физлица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, такое физлицо независимо от срока фактического нахождения в РФ может не признаваться налоговым резидентом РФ, если физлицо в этом периоде являлось налоговым резидентом иностранного государства. Перечень санкций, в отношении которых будет действовать эта норма Налогового кодекса, будет определен правительством. Законопроект также придает этому положению обратную силу, распространив его она правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Соответствующее заявление физлицо должно направить в налоговый орган, приложив к нему документы, подтверждающие налоговое резидентство в иностранном государстве. Заявление должно быть подано в срок, предусмотренный для подачи налоговых деклараций. Действующий Налоговый кодекс предусматривает, что налоговым резидентом РФ является гражданин, фактически находящийся в РФ не менее 6 месяцев в году.
Поправка была внесена главой комитета Госдумы по бюджету и налогам Андреем Макаровым ко второму чтению законопроекта об освобождении от НДФЛ купонного дохода по корпоративным бондам. По словам депутата, поправка не преследует цели освободить граждан от необходимости отчитываться по контролируемым иностранным компаниям и офшорам, а также не освобождает от обязанности платить налоги.
"Если это лицо признает себя налоговым резидентом другого государства, нам говорят, что он освобождается от налога. У всех этих лиц за эти годы доходы в основном формируются в РФ. Если он признает себя резидентом другого государства, он заплатит подоходный налог не 13%, а 30% (ставка НДФЛ для нерезидентов - прим. ИФ), то есть речь идет об увеличении налоговой нагрузки, а не о ее уменьшении. Второй довод о том, что мы пытаемся освободить кого-то от подачи информации по контролируемым иностранным компаниям (КИК), я хочу напомнить, что эта обязанность существует с 2015 года и вся информация, которая должна была предоставляться, предоставлялась уже в течение двух лет. Также напомню, что РФ подписала соглашение о прямом обмене информацией со всеми государствами мира. (...) Таким образом, независимо от того, кто подаёт декларацию, а кто не подаёт декларацию, государство эту информацию уже получило и будет продолжать получать", - сообщил журналистам Макаров.
Ранее он также отметил, что необходимость принятия поправок связана с особенностями налогового законодательства РФ и европейских стран. "В европейском законодательстве резидентство определяется по принципу домициля. Подпав под санкции, они не могут жить там, они живут здесь. И по нашему законодательству они наши резиденты. В случае домициля, то есть если у них есть компании, их может признавать резидентом та страна, где находится предприятие, фирма или компания", - пояснил депутат.