Москва. 21 марта. INTERFAX.RU - Российский рекламный рынок по итогам 2016 года увеличился на 11% по сравнению с показателем за 2015 год, до 360 млрд рублей без НДС, подсчитали эксперты Ассоциации коммуникационных агентств России. Лидерами роста стали сегменты интернет-рекламы и рекламы на телевидении. Объем интернет-рекламы увеличился на 21%, до 136 млрд рублей, говорится в материалах АКАР.
Рекламные доходы на телеканалах выросли на 9%, до 150,8 млрд рублей, в том числе на основных каналах - на 10% (до 146,9 млрд рублей), на нишевых - на 52%, до 3,9 млрд рублей. "По телевидению мы получили фантастический результат, на который в начале года не рассчитывали", - сказал координатор комиссии экспертов АКАР, директор по маркетинговым исследованиям "Национального рекламного альянса" (НРА) Сергей Веселов на презентации данных по рынку во вторник. По его словам, еще в конце лета эксперты рассчитывали на годовой рост рынка ТВ рекламы на уровне 7%.
В IV квартале телеканалы получили дополнительные 5 млрд рублей рекламных доходов, что позволило ускорить рост по итогам года. По мнению С.Веселова, хорошей динамике способствовало создание НРА и его стратегия на рынке, которая заставила рекламодателей "задуматься о приоритетах" при распределении рекламных бюджетов. Сегмент радио-рекламы увеличился на 5,5%, до 15,1 млрд рублей.
Рекламные бюджеты сегмента out-of-home (сюда вошли наружная, транзитная реклама, indoor и реклама в кинотеатрах) выросли на 5,8%, до 38,3 млрд рублей. В частности, рынок наружной рекламы увеличился на 8%, до 31,4 млрд рублей, объем рекламы в кинотеатрах - на 11%, до 1 млрд рублей.
Единственным медиа, который показал отрицательную динамику рекламных доходов, остались печатные СМИ: объем рекламы в этом сегменте в 2016 году упал на 15,7% (до 19,7 млрд рублей). Рекламные доходы газет сократились на 16%, до 5,4 млрд рублей, рекламных изданий - на 32%, до 3,6 млрд рублей. Рекламная выручка журналов снизилась на 8%, до 10,7 млрд рублей.
В целом объем российского рынка рекламы за 2016 год оказался рекордным в абсолютном выражении. По данным Mediascope, крупнейшим рекламодателем на российском рынке по итогам прошлого года остался Procter & Gamble с долей 2,7%. За ним следуют "Отисифарм" (2,4%), Nestle (2,3%), PepsiCo (2,3%) и Reckitt Benckiser (2,2%). Крупнейшими категориями по затратам на рекламу в 2016 году были лекарства и БАДы (20%), ритейл (11,6%), косметика и гигиена (9,1%), продукты питания (7,6%) и автомобильный сегмент (6,4%).
Кроме того, АКАР изменила методику оценки некоторых сегментов рекламного рынка (в частности, интернет-рекламы) и скорректировала оценки за 2015 год. "Но в любом случае, 2016 год в текущих ценах и в рублях - это самый выдающийся показатель", - отметил Веселов. Объем рынка маркетинговых услуг в прошлом году вырос на 7%, до 94,5 млрд рублей. С учетом рекламных бюджетов на создание креативных решений, производство рекламной продукции и оплату услуг рекламных агентств суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций в 2016 году составил 620-640 млрд рублей.