Москва. 15 июня. INTERFAX.RU - Органы полиции могут получить право ставить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту фальсификации отчетности финансовых организаций, рассказал в интервью агентству "Интерфакс" глава юридического департамента Банка России Алексей Гузнов.
Статья 172.1 Уголовного кодекса, вводящая уголовную ответственность за фальсификацию отчетности финансовых организаций, вступила в силу в августе 2014 года. Сейчас максимальное наказание за подделку отчетности - лишение свободы сроком до 4 лет с невозможностью занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
ЦБ признавал, что эта норма не очень активно работает. Привлечь банкиров к ответственности можно только в том случае, если ЦБ предъявил требование об устранении недостоверности отчетности, но банк это требование не выполнил. Как правило, до этого не доходит, и у кредитной организации просто отзывается лицензия. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что необходимо наказывать банкиров за сам факт фальсификации отчетности.
"Пока статистика не очень убедительная, хотя мы во взаимодействии с коллегами из Следственного комитета предпринимали существенные усилия для того, чтобы состав заработал. На наш взгляд, необходимы следующие изменения. Первое: сейчас Банк России может направить материалы в СКР только после того, как банк не исполнит предписание ЦБ о корректировке отчетности. Эта процедура была введена специально в качестве реакции на озабоченность банкиров, которые полагали, что к ним будут (учитывая то обстоятельство, что состав формальный, не предполагает причинение ущерба), что называется, цепляться по пустякам", - рассказал Гузнов.
По его словам, ЦБ должен иметь право направлять материалы в Следственный комитет в том случае, если устанавливается сам факт существенной недостоверности отчетности, безотносительно к тому, было ли направлено предписание о корректировке отчетности.
"При этом не только Банк России получит право ставить вопрос о возбуждении уголовного дела, но и другие органы, которые обладают такого рода полномочиями с точки зрения Уголовно-процессуального кодекса, в частности, органы полиции. Такая же модель была в свое время по налоговым преступлениям: первоначально такие дела возбуждались по инициативе налоговых органов, впоследствии - по инициативе органов полиции", - отметил он.
"Кроме того, мы определенным образом скорректировали сами основания для признания отчетности существенно недостоверной - это связано со всеми основаниями для отзыва лицензии и назначения временной администрации, а не только с теми, которые предполагают обязанность ЦБ вводить временную администрацию или отзывать лицензию", - добавил Гузнов.
Поправки в Уголовный кодекс, которые сейчас обсуждаются в профильных ведомствах, ужесточают наказание за фальсификацию отчетности банков и финансовых организаций, говорил "Интерфаксу" в марте источник в финансово-экономическом блоке правительства. В частности, предлагается увеличить до 6 лет максимальный срок лишения свободы за подделку финансовых документов. Эта мера наказания также будет обязательно сопровождаться лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если же отчетность подделывалась организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, максимальный срок тюремного заключения составит 10 лет (с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет).
По данным ЦБ, в 2014-2016 годах в Следственный комитет был направлен 21 материал о возбуждении уголовного дела за фальсификацию отчетности кредитных организаций (16 уголовных дел возбуждено, по двум материалам в возбуждении дела отказано, по трем - проводится доследственная проверка). За подделку отчетности банков было осуждено 4 лица.
По фальсификации отчетности некредитных финансовых организаций в Следственный комитет направлено 18 материалов (возбуждено 8 уголовных дел, по одному материалу отказано в возбуждении дела, по 9 материалам проводится доследственная проверка). Сейчас в суде рассматривается два дела, по шести ведется следствие.