Москва. 23 июня. INTERFAX.RU - Катар в результате дипломатического кризиса оказался теснее связан с Ираном - страны вместе владеют крупнейшим месторождением природного газа в мире "Северное/Южный Парс", а не с давними союзниками, написал главный аналитик Interfax Energy Питер Стюарт в обзоре Global Gas Analytics (GGA).
До этого Катар всегда поддерживал Саудовскую Аравию в ее действиях против Ирана, включая войну в Йемене, и был членом Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (GCC), куда также входят Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия, с момента его создания в 1981 году.
Решение Саудовской Аравии и ряда других стран о разрыве дипломатических отношений с Катаром - политическая игра с крайне высокими ставками, которая может выйти из-под контроля в любой момент, отмечает Стюарт. Одним из самых болезненных является вопрос о воздушном пространстве. Иран отреагировал на блокаду Катара Саудовской Аравией и ее союзниками отправкой продовольствия по морю и воздуху и открытием своего воздушного пространства для 100 катарских авиарейсов в сутки, что может способствовать дальнейшему сближению двух стран.
Через несколько дней после начала блокады Саудовская Аравия и ее союзники несколько смягчили условия и разрешили авиакомпаниям третьих стран использовать свое воздушное пространство для полетов в Катар. Однако если ситуация обострится, последствия могут быть масштабными для многих отраслей и рынков, включая газовый.
Согласно авторитетным оценкам BP, запасы газа на месторождении "Северное/Южный Парс" составляют около 51 трлн кубометров, или три четверти газовых резервов всего Ближнего Востока, - 33,5 трлн на территории Ирана и 24,3 трлн на территории Катара. При этом наблюдаются существенные различия в структуре потребления и экспорта газа в Иране и Катаре.
Катар является крупнейшим экспортером сжиженного природного газа в мире. В 2016 году он произвел 181,2 млрд кубометров газа, из которых внутреннее потребление составило лишь 41,7 млрд кубометров, поставки СПГ за рубеж достигли 104,4 млрд кубометров, трубопроводного газа - 20 млрд кубометров. Добыча Ирана больше - 202,4 млрд кубометров, но собственное потребление превышает 200 млрд кубометров, а на экспорт газ идет лишь по трубопроводам.
Из-за блокады маршруты поставки СПГ из Катара приходится менять, и в перспективе Доха будет вынуждена продавать все больше газа на спотовом рынке, что обычно менее выгодно. Одновременно Египту и ОАЭ (в частности, эмирату Дубай), которые поддержали Саудовскую Аравию в действиях против Катара, придется искать новых поставщиков газа, а те грузы, от которых они отказались, могут быть направлены в Западную Европу. Например, Великобритания, крупнейшее газохранилище которой Rough будет закрыто, будет только приветствовать новые источники СПГ.
Как отмечает Стюарт, на данном этапе неясно, приведут ли дипломатические усилия к скорому разрешению кризиса.
В пятницу Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн через представителей Кувейта передали Катару список из 13 жестких требований, включая ограничение связей с Ираном. Они назвали выполнение этих требований в 10-дневный непременным условием нормализации отношений с Дохой. Согласно проекту, Катар будет иметь право лишь на коммерческие связи с Ираном, которые допускаются санкциями США и международными санкциями против Тегерана.
По оценкам экспертов, Катар откажется выполнять эти требования.