Москва. 20 июля. INTERFAX.RU - Каждый фильм режиссера Кристофера Нолана, одного из больших (хотя бы по размеру фанатской аудитории) современных режиссеров - это своего рода событие. И "Дюнкерк", первый фильм Нолана со времен вышедшего в 2014 году "Интерстеллара", - не исключение.
"Дюнкерк" - еще и первая картина режиссера, основанная на реальных событиях: в 1940 году более 300 тысяч британских и французских солдат оказались зажаты немецкими частями на берегу Ла-Манша.
Неприятель теснит части союзников к морю, у которого они ждут эвакуации. С каждым днем ресурсы заканчиваются, а надежда на спасение убывает. Враг отстреливает их в городе и на открытой прибрежной полосе (в одной из таких атак чуть не погиб герой Финна Уайтхеда), топит корабли с отправлявшимися домой солдатами в море (на одном из них оказался персонаж Киллиана Мерфи), несмотря на усилия британской авиации (в рядах которой и герой Тома Харди), бомбит британцев с самолетов. И скоро зажатым в городе, стоящим на берегу плотными рядами в ожидании спасительных кораблей солдатам начинает казаться, что из Дюнкерка есть только один путь – на другой свет.
Действие фильма происходит на суше, на море и в небе, наглядно демонстрируя, что от войны нигде не скрыться. И когда герои уже думают, что наконец выбрались из западни, они снова возвращаются на ненавистный берег. В такие минуты "Дюнкерк" из военной драмы превращается едва ли не в трагедию, аскетичную в художественных средствах и скупую на эмоции – вокруг постоянно умирают люди, но если пуля на этот раз попала не в тебя, надо снова попробовать выжить. Об отчуждении и музыка Ханса Циммера - похожие на скрипучий дабстеп однотипные звуки орудия массового истребления людей.
Персонажи "Дюнкерка" в одинаковой форме и с одинаковыми испуганными молодыми лицами предельно обезличены. Сказать, кто в фильме главный герой, сложно, хотя на экране появляются лучшие актеры современности и певец One Direction Гарри Стайлс (для него "Дюнкерк" стал дебютом в кино). На индивидуальность имеют право только гражданские, на войне ей нет места. И если камера и следит за несколькими условно главными героями, особой разницы для нее нет – что тот солдат, что этот.
От фильмов Нолана всегда ждут богатого визуального ряда, и "Дюнкерк", снятый оператором Хойте Ван Хойтема (отвечал за картинку "Интерстеллара" и фильма "Она" Спайка Джонса) просто сражает визуально. Это поистине эпическое зрелище с игрой света и тени, фоторитмами, отлично выстроенными кадрами. Отдельного слова заслуживают съемки с воздуха – в некоторые моменты, когда самолет делает маневр и горизонт на экране заваливается на бок, хочется хлопать в ладоши от восторга. Но наконец-то визуальный ряд - не единственное неоспоримое достоинство фильма Нолана.
Главная претензия к многим картинам режиссера заключалась в том, что он орудует малярным валиком там, где нужна кисточка с волосок. Его фильмы были до вульгарности прямолинейны (а зритель-то не дурак!), претенциозны, просто раздувались от собственной значимости, а потом - пшик! - лопались, после чего оставались только фантики. Но, кажется, Нолан нашел идеальную основу для своего фильма - в случае с рассказом о войне нельзя сделать слишком громко, нельзя переборщить или перекрутить там, где постоянно умирают люди.
Есть, конечно, в фильме Нолана и отчасти даже комичное бравирование своей британскостью, но это уже детали. Большой режиссер наконец-то снял не просто масштабное, но по-настоящему большое кино.