Москва. 23 октября. INTERFAX.RU - Развитие крупных ритейлеров приводит к вытеснению с рынка небольших региональных игроков, и существует риск, что в итоге в российской рознице исчезнет средний сегмент – останутся только крупные игроки и мелкие сети, считает председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев. О том, как будет меняться соотношение сил на рынке, он рассказал в интервью "Интерфаксу".
- Вы говорите о сокращении количества сетей за счет региональной розницы – оцените, пожалуйста, потери.
- Десять лет назад в России было 500 сетей, в настоящий момент рейтинговые агентства оценивают совокупное количество сетей в 250. То есть мы за десять лет потеряли 250 сетей – преимущественно, естественно, региональных, местных. Этот процесс продолжается достаточно активно. Причем мы под сетью подразумеваем компании, у которых, по крайней мере, десять магазинов. До десяти магазинов – это не сеть, это группа торговых объектов.
Сегодня мы оцениваем количество региональных компаний примерно в 220, из них 60 входят в союз. Остальные – либо мелкие сети, либо, напротив, гораздо крупнее. Стандартная сеть, которая входит в союз, - это компания с выручкой от 3 млрд до 15 млрд рублей. Это такой крепкий середнячок.
- Какой сейчас расклад сил на рынке с точки зрения соотношения долей?
- Крупнейшие федеральные сети – Х5 и "Магнит" - продолжают экспансию, открывают по 1,5 – 2 тыс. магазинов в год каждая. Значительная часть из этих магазинов – это бывшие магазины региональных сетей. Парадоксально, но факт: по-прежнему в настоящий момент 28% российской торговли продуктами питания – это региональные сети. И только 26% - это федералы. По итогам года мы ожидаем смену парадигмы: то есть более 30% придется на федеральные сети, около 22% - на региональные.
Таковы сухие цифры. Союз независимых сетей мониторит ситуацию в стране, и, по нашим оценкам, сегодня из 56 регионов, которые мы наблюдаем, уже в 11 не осталось ни одной местной значимой региональной сети. Из этих же 56 регионов только в девяти крупнейшей сетью остается местная компания. И все эти регионы расположены либо за Уралом, либо на Крайнем Севере. Например, есть сеть "Евророс" в Мурманске, она остается лидером, несмотря на приход федералов. Есть Иркутск, Хабаровск, Владивосток, куда еще не дошли – всерьез не дошли - федеральные лидеры. В некоторых городах есть, например, пара магазинов "Ленты", но они не делают погоду, они там просто работают. Но и в эти города придут федеральные сети, это вопрос трех-четырех лет максимум. Причем мы прекрасно понимаем, что в течение пяти лет полностью завершится формирование нашего рынка, и ожидаем, что в горизонте планирования пяти лет доля сетевого ритейла в целом по стране достигнет 70%. Сегодня она составляет 52-54% по разным оценкам.
Ситуация будет быстро ухудшаться, сегодняшняя ситуация, в которой существует ритейл, приведет к тому, что через пять лет с рынка уйдут как минимум 50 региональных сетей. Я уверен, что минимум десять сетей в год мы будем терять по стране. Процесс достаточно быстро развивается.
К сожалению, официальная статистика, Росстат недостаточно четко отражает реальную ситуацию. В целом в очень большом количестве регионов пороговые значения федеральных сетей уже давно превысили 25%, а наше обсуждение с представителями региональных регуляторов указывает на то, что они понимают несовершенство отчетности Росстата. А наши косвенные данные, которыми мы располагаем, показывают, что уже давно превышен 25- и даже 30-процентный барьер.
- Кроме давления со стороны крупных игроков – какие барьеры для роста видите?
- Все, что делает на сегодняшний день государство, все сказывается на наших финансовых результатах. У нас непрерывно увеличиваются издержки. То у нас ЕГАИС, то у нас онлайн-кассы, то у нас "Платон", то у нас "Меркурий". У нас огромное количество разнообразных неналоговых платежей помимо налоговых. Конечно, новации, которые возникли в результате закона о торговле, ничего нам дополнительно не дали. Регулирование ужесточается, причем, как обычно в таких случаях бывает, богатые становятся богаче, а бедные становятся беднее.
Поправки ничего не дали: крупные сети просто бонусы перевели в чистую цену, которая нам по-прежнему недоступна. Наши просьбы законодателями услышаны не были. А мы говорили о двух вещах. Мы говорили о том, чтобы вместо того, чтобы бороться с фикцией, то есть пытаться двигать наценки, надо заниматься ограничением количества гипермаркетов. Потому что сегодня гипермаркет – это оружие истребления региональных сетей. Мы говорили о том, что необходимо расширить и уточнить толкование понятия демпинга, потому что на сегодняшний день основная проблема, с которой сталкиваются местные игроки, - это откровенный демпинг, когда федеральные игроки могут продавать социально значимые продукты значительно ниже себестоимости и совершенно точно значительно ниже закупочной цены. Этот инструмент позволяет "выжигать землю". Причем то хорошее, что формируется на этом этапе, то есть низкие цены для потребителей, быстро заканчивается. После того, как рынок становится олигопольным, то есть на нем остается два-три крупнейших федеральных игрока, они, естественно, аккуратно выравнивают цены, и цены растут.
Поэтому мы по-прежнему считаем, что закон о торговле нуждается в дальнейшей модернизации в плане ограничения количества гипермаркетов и в плане запрета демпинга.
- А как предлагаете регулировать рынок с точки зрения ограничений для строительства гипермаркетов?
- Существуют разные примеры в странах Евросоюза, например, во Франции, которые можно было бы взять за основу. Там существуют нормативы на все крупноформатные объекты. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда у нас избыток торговых объектов, и федеральные компании, обладающие неограниченным финансовым ресурсом, способны ставить гипермаркеты в центре городов и уничтожать вокруг себя всю живую розницу, кроме самой мелкой.
Почему мы настаиваем на том, что необходимо сохранять региональные сети – потому что мы являемся основным проводником продукции местных производителей и местных фермеров. То есть речь идет о разрушении "многоукладности" национальной розницы. В результате тех негативных тенденций, которые сегодня развиваются, мы получим только крупные федеральные сети и совсем мелкую розницу, а весь средний сегмент будет уничтожен, а вместе с ним погибнет многообразие нашей розницы. Магазины станут проще, и очень сильно пострадают местные производители, потому что объективно крупнейшие сети заинтересованы в работе только с крупнейшими, высокотехнологичными, крайне эффективными производителями. А мелкий и средний производитель будет погибать вместе с мелкими и средними сетями.
- Что будете предлагать менять на практике?
- В настоящий момент существует усталость у всех от изменений закона о торговле. Но мы не можем не говорить о том, что закон несовершенен. Потому что когда накопится некое количество критических замечаний к действующей редакции закона, мы уже будем вносить свои предложения – через год или через два, - и всем будет понятно, каковы они. Более того, мы в динамике сможем подтвердить свои слова. Мы скажем: "Помните, мы говорили три года назад, что будет? Вот факты – это случилось. В таких-то регионах это вот так отразилось на ценах, на местных производителях". То есть мы сейчас анализируем, нам нужна фактура. Поэтому мы сегодня об этом заявляем, последовательно и настойчиво говорим об этой проблематике.
- Что ожидаете от этого года?
- Мы ожидаем нулевой или незначительный рост ВВП, то есть стагнацию. На фоне этой стагнации мы ожидаем, что прекратится падение розничного товарооборота. То есть мы прогнозируем очень стабильный год, надеемся, что продолжится тенденция импортозамещения. Из позитивного за эти три года кризиса было, пожалуй, только одно – на наших полках резко выросло количество отечественной продукции. Мы видим подъем фермеров, всемерно ему содействуем, считаем фермеров и местных производителей своими ближайшими партнерами. Более того, большинство наших сетей сами являются производителями, и не только кондитерских изделий и кулинарии. У нас у многих есть и первичное сельское хозяйство, есть фермы, собственное производство зерна. Мы в общем неотъемлемая часть агропромышленного комплекса России, то есть мы и есть та средняя Россия, на которой на сегодняшний день еще в значительной степени держится агропромышленный комплекс.
Мы уверены, что по законам жанра крупнейшие федеральные сети не будут возиться с нашими небольшими местными производителями. Мы, например, работаем с фабриками, у которых производство яиц исчисляется миллионами. А у них миллиардные фабрики. То есть совсем другая себестоимость, совсем другие объемы. И есть у нас дистрибьюторы, которые способны покрывать всю страну – "Мираторг", например. Но существует масса малых производителей мяса, фермеров, которые могут дотянуться только до нас. Они не могут выдержать стандарты работы с крупнейшей федеральной сетью, у них нет достаточного объема продукции.
- Как будете уживаться с крупными игроками?
- Там, где уже экспансия федеральных сетей стала реальностью, там региональные сети выживают, борются за свою территорию, ищут свое лицо, усиливают предложение фермерских продуктов. Это защитная стратегия, стратегия сбережения своего бизнеса. Что такое выживать – это бороться за сохранение положительного финансового результата.
Те регионы, где еще прессинг со стороны федеральных сетей позволяет региональным игрокам развиваться, они уверенно развиваются. У нас масса высокотехнологичных компаний, масса компании, которые, как теперь модно говорить, диджитализированы. Люди шагают в ногу со временем – есть и кассы самообслуживания, внедрены системы лояльности, работают интернет-магазины. У большинства наших крупных региональных сетей есть современные распределительные центры. Есть все, что должно отличать современную розничную компанию.