Москва. 26 октября. ИНТЕРФАКС - Министерство энергетики РФ озаботилось проблемой ухудшения качества нефти в системе АК "Транснефть" в 2018 году. Как рассказал "Интерфаксу" представитель одной из компаний, присутствовавший накануне на совещании в ведомстве по этому вопросу, по прогнозам, в следующем году показатель по сере в нефтепроводе "Дружба", обеспечивающем поставки сырья европейским потребителям, превысит 1,8%.
Согласно информации, разосланной нефтяным компаниям "Транснефтью", в 2018-2020гг показатели серы могут вырасти в направлении Усть-Луги до 1,8%, Новороссийска - до 1,58%, Приморска - до 1,63%.
По данным, представленным министерством, ухудшение качества связано с тем, что "Роснефть" с 2018 года перенаправит до 12 млн тонн западно-сибирской малосернистой нефти на восточные направления в рамках исполнения контрактных обязательств по межправительственному соглашению с Китаем, которое предполагает увеличение поставок нефти в КНР до 30 млн тонн по маршруту Сковородино-Мохэ. Таким образом, существенно изменятся качественные параметры нефти на западных экспортных направлениях (Приморск, Усть-Луга, "Дружба", Новороссийск) и при поставках на НПЗ европейской части России, добавил он.
"Транснефть" с 2014 года постоянно говорит об ухудшении качества нефти на западных экспортных направлениях. Согласно прогнозам компании, в 2017 году средневзвешенное значение содержание серы в нефти достигнет 1,58% по сравнению с 1,55% в 2016 году. В начале года прогноз на 2017 год по "Дружбе" составлял 1,63-1,65% по сере (в 2016 году факт 1,64%), Козьмино стабильно 0,5%, Казахстан - 1,45%, Новороссийск - 1,5% (в 2016 году 1,41%), Приморск - 1,53% (1,47%), Усть-Луга - 1,65% (1,64%).
Кроме того, обсуждаемое в настоящее время увеличение транзита нефти из РФ через Казахстан в Китай с 11 млн тонн до 18 млн тонн в год потребует дополнительной переброски 8 млн тонн малосернистой нефти с западных направлений, сообщил собеседник агентства.
На совещании было отмечено, что снижение качества Urals на западном направлении из-за увеличения серы и плотности приводит к ежегодной потере покупателей российского сырья на 1 млн тонн в течение последних 4-5 лет. Эти объемы замещаются ближневосточной нефтью.
По информации "Транснефти", для проведения работ по увеличению потока малой серы в направлении Тихого океана монополии потребуется 1,5 года. Так, "Транснефть" к 2019 году запланировала строительство перемычки Нижневартовск-Александровка, которая позволит запустить высокую серу на восток. В результате на ВСТО содержание серы поднимется с 0,5% до 0,6% при запасе до 1%. При это по договору с китайскими партнерами содержание серы в поставляемом потоке не должно превышать 0,65%.
Как сообщил "Интерфаксу" источник, заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, проводивший совещание, в качестве возможного быстрого решения проблемы в 2018 году предложил выделить высокосернистый поток на ж/д объемом 4 млн тонн в год и поставлять его на НПЗ Белоруссии.
По данным представителя НК, вопрос качества российской нефти планировалось рассмотреть на ближайшем заседании правительственной комиссии по ТЭК в середине ноября.
В Минэнерго, нефтяных компаниях и "Транснефти" не комментируют эту информацию.
Ранее "Транснефть" предлагала сформировать выделенный грузопоток высокосернистой нефти через порт Усть-Луга и создать отдельный маркерный сорт нефти Urals Heavy с содержанием серы в 2,3%. Новый сорт мог бы отгружаться в Усть-Луге в объеме 30 млн тонн в год. В то же время тогда Минэнерго РФ заявило, что готово будет рассмотреть выделение высокосернистой нефти в отдельный поток, если уровень серы в Urals превысит пороговый показатель в 1,8%. В ноябре 2016 года Минэнерго утвердило увеличение содержания серы в российском экспортном сорте нефти Urals, поставляемом по нефтепроводу "Дружба" и через Усть-Лугу, на 0,05 п.п. - до 1,75%.