Москва. 26 октября. ИНТЕРФАКС - Стимулирование экспорта способствует стабилизации зернового рынка, в связи с чем парк зерновозов "Объединенной зерновой компании" (ОЗК), согласно регламентам работы железнодорожного транспорта, сосредоточен на южных, экспортных направлениях.
Проблема дефицита вагонного парка в России для обеспечения потребностей рынка зерна постоянно обсуждается в оперативном штабе в Минсельхозе, разрабатываются регламенты работы всех участников логистических цепочек для снижения напряжения в высокий сезон, говорится в сообщении ОЗК.
"Регламенты работы железнодорожного транспорта предусматривают перемещение вагонов в рамках согласованных маршрутов. В связи с этим вагоны, принадлежащие АО "ОЗК", согласованы для оперирования в припортовых субъектах ЮФО и СКФО, в частности в Ставропольском и Краснодарском краях, маршрутизация согласована в сторону Новороссийска", - отмечается в сообщении.
В компании также отмечают, что существенная часть вагонного парка зерновозов принадлежит ЗАО "Русагротранс", доля ОЗК (владеет 1,5 тыс. вагонов-хоперов) составляет менее 5%.
ОЗК не только является госагентом по проведению интервенций на рынке зерна, но и "выполняет государственную функцию по увеличению объемов экспорта российского зерна и снижению социальной напряженности в зернопрофицитных регионах".
Зерновые интервенции в 2015-2017 годах помогли снять ценовое напряжение и убрать избыток зерна на рынке. Но при этом объем интервенционного фонда вырос до 3,9 млн тонн (по данным на 25 октября), а стоимость его годового обслуживания выросла с 2 млрд рублей до 9,5 млрд рублей. В связи с тем, что эти средства являются "достаточно серьезной и постоянно возрастающей" статьей расходов бюджета, требуется внедрение альтернативных регуляторных мер, проработка которых идут в оперативном штабе при Минсельхозе с участием Минтранса, ОЗК и других участников рынка. В результате в этом году в рекордные сроки была внедрена новая мера господдержки по субсидированию перевозок зерна на экспорт, напоминает ОЗК. Также в стадии подготовки находится формирование механизма ускоренного экспорта зерновых.
Ранее "Ведомости" со ссылкой на двух сотрудников компаний-участниц зернового рынка сообщили о дефиците зерновозов для внутренних перевозок. "Ведомости" и "Коммерсантъ" также ссылались на письмо губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Глава города пожаловался на то, что в связи с активным экспортом зерна мукомольные предприятия не могут получить вагоны для его транспортировки, что создает риски срыва сроков поставок, роста себестоимости зерна и остановки производства.
В ОЗК сообщили, что поставки муки в Северо-Западный федеральный округ и Санкт-Петербург осуществляет ее дочернее предприятие ОАО "Бутурлиновский мелькомбинат" в объеме 1,5-2 тыс. тонн в месяц.
В пресс-службе Минсельхоза отмечали, что запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях Санкт-Петербурга (по данным на 1 октября) составляли 427,1 тыс. тонн, что на 95,1 тыс. тонн (на 28,6%) больше, чем годом ранее. С учетом расчетного еженедельного потребления зерна в городе этих запасов достаточно для обеспечения бесперебойной работы перерабатывающих предприятий.
Основные отгрузки зерна железнодорожным транспортом приходятся на август - ноябрь, что приводит к локальным дефицитам подвижного состава, сообщали в пресс-службе Минсельхозе. Меры по ускорению оборачиваемости зерновозов и снижению их простоя обсуждаются на оперативном штабе при министерстве.
При этом снижение цен на основные зерновые культуры создает благоприятные условия для закупки зерна перерабатывающими предприятиями субъектов РФ.
По прогнозу Минсельхоза, Россия в этом году соберет рекордный урожай зерна в размере 130 млн тонн. Экспорт в текущем сельхозгоду (с июля 2017 по июнь 2018 года) прогнозируется в объеме 45 млн тонн.