Москва. 22 января. INTERFAX.RU - В храме Христа Спасителя 27 января пройдет Поместный Собор, который будет шестым в истории Русской православной церкви. Именно на нем станет известно имя 16-го Московского патриарха.
Пока же стало известно, что именно хотят видеть россияне в новом патриархе. Согласно опросу ВЦИОМ, который проводился 10-11 января в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, наши соотечественники хотят, чтобы он был в первую очередь духовным лидером и моральным наставником русской нации. Именно на это указали в ходе опроса почти половина россиян (48%), чаще остальных последователи православия (57%), а также респонденты в возрасте от 60 лет и старше (52%).
Около трети респондентов (30%) склонны видеть в патриархе, в первую очередь, руководителя одной из религиозных конфессий - чаще такое мнение высказывают 35-44 летние россияне (33%) и верующие вне конфессий (40%). Еще 8% указывают, что для них патриарх - это видный государственный деятель, член высшего руководства страны.
По мнению россиян, патриарх, должен быть образованным и умным (14%), доброжелательным, добрым, душевным, отзывчивым, сострадающим (12%). 11% считают, что он должен быть, прежде всего, честным, еще 10% считают его духовным лидером, наставником, примером для подражания. По 9% указывают такие качества, как благочестивый, праведный, высоконравственный, духовный и глубоко верующий, по 5% - любовь к народу и человечность.
Далее следуют забота о людях, справедливость порядочность (по 4%), авторитет, влиятельность и близость к народу (по 3%), мудрость, рассудительность, терпимость, коммуникабельность и организаторские способности (по 2%). Замыкают этот список такие качества, как "не вмешиваться в политику", ответственность, лидерские качества, дипломатичность и целеустремленность (по 1%). При этом 44% опрошенных затруднились ответить, какими качествами прежде всего должен обладать патриарх.
По прогнозам 28% опрошенных россиян, новым патриархом Московским и всея Руси станет митрополит Кирилл, чаще остальных такого мнения придерживаются последователи православия (34%), свидетельствуют исследования ВЦИОМ. Другой возможный кандидат, имя которого респонденты не называли, набрал 1% сторонников.
При этом 71% опрошенных затруднились предсказать, кто именно займет место Алексия II, причем наибольшая доля таких респондентов - среди последователей ислама и среди тех, кто колеблется между верой и неверием (по 90%).
История Поместных Соборов
Соборы на Руси созывались, начиная с Крещения Руси в 988 году. Однако о Соборах Киевского периода исторической науке почти ничего не известно. Более подробные сведения начинают поступать, начиная с периода татаро-монгольского ига и Московской Руси. До начала ХХ в. существовала традиция приглашать на Собор видных московских священников, настоятелей крупных монастырей Владимира, Суздаля, Hовгорода и других городов. Кроме того, присутствовал царь со своей свитой. Подписи под деяниями Соборов ставили обычно только епископы, что придавало им качество скорее Архиерейских Соборов.
Поместный Собор как канонический термин обозначает Собор поместной Церкви (тем самым подразумевается его противопоставление Вселенскому Собору). Однако более распространено восприятие Поместного Собора как Собора широкого состава, в который входят не только епископы, как в случае с Архиерейским Собором, но также клир и миряне.
В строгом смысле в истории Русской церкви было всего пять Поместных Соборов, и все они проходили в XX в.: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах. Все Соборы (за исключением Архиерейских Соборов), которые проводились до этого, были скорее прообразом этих Поместных Соборов.
Первый Поместный Собор, названный именно так, открылся 15 августа 1917 г. в Успенском соборе Кремля, в его работе приняли участие представители самых разных слоев - от графа до мастера валеной обуви и авиамеханика, офицеры, видные мыслители: знаменитый востоковед Борис Тураев, академик Hиколай Hикольский, Сергей Булгаков, Евгений Трубецкой.
Собор 1917-1918 гг. восстановил патриаршество, избрал патриарха Тихона (Беллавина), издал определения о порядке избрания, правах и обязанностях патриарха, о Священном Синоде и Высшем церковном совете, о местоблюстителе патриаршего престола, о епархиальном управлении, о приходах, монастырях и монашествующих, о правовом положении Церкви в государстве, привлечении женщин к участию на разных поприщах церковного служения.
Поместный Собор 1945 г. принял положение об управлении Русской церковью, избрал открытым голосованием и на безальтернативной основе патриарха Алексия I (его предшественник, патриарх Сергий (Страгородский), был избран в 1943 г. Cобором епископов тем же способом).
Поместный Собор 1971 г. был также созван для избрания (открытым голосованием) патриарха, которым стал Пимен (Извеков). Другим важным его решением была отмена клятвы (проклятия - "ИФ") Большого Московского Собора 1667 г. на старообрядцев, признание старых русских обрядов "спасительными, как и новые обряды, и равночестными им".
Поместный Собор 1988 г. проходил в год тысячелетия Крещения Руси. Важнейшим его деянием было прославление в лике святых Димитрия Донского, Андрея Рублева, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского; наконец, Поместный Собор 1990 г. (участвовало 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян) избрал патриарха Алексия II, канонизировал праведного Иоанна Кронштадтского и принял ряд других решений.