Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - Спрос на автомобильный бензин по итогам 2017 года впервые за 4 года продемонстрирует рост. Также увеличением впервые за несколько лет отметится спрос на авиационный керосин. Потребление дизельного топлива продолжит увеличиваться третий год подряд, и только мазут покажет понижающую динамику спроса. Такие прогнозы содержатся в анализе исследовательской группы "Петромаркет", который предоставлен "Интерфаксу".
Бензиновый рост
Начиная с 2014 года в России наблюдалось ежегодное снижение спроса на автобензины, отмечает исследовательская группа. Так, по итогам 2014 года спрос снизился по сравнению с 2013 годом на 2,4% и составил 36,5 млн тонн, в 2015 году - на 1,8%, до 35,8 млн тонн, в 2016 году - на 0,3%, до 35,7 млн тонн. Как ожидает ИГ "Петромаркет", по итогам 2017 года спрос на автобензины впервые за 4 года вырастет на 0,8% - до 36 млн тонн.
Как пояснил заместитель генерального директора ИГ "Петромаркет" Иван Хомутов, основным фактором положительной динамики спроса на автобензин станет увеличение потребительской активности населения.
"Это увеличение будет наблюдаться, несмотря на продолжающееся падение реальных среднедушевых доходов, и станет следствием существенного снижения нормы сбережений. Так, по данным Росстата, доля дохода, направляемого на сбережения и покупку валюты, продолжает сокращаться с 18,5% в 2015 году до 10,8% в 2017 году. Это отразится на росте продаж легкового автотранспорта, и интенсивности его эксплуатации, что в свою очередь и станет локомотивом роста спроса на бензин", - говорит он.
Дизельный темп
Что касается перспектив рынка дизельного топлива, то его потребление в 2017 году продолжит расти третий год подряд. Так, в 2015 году по сравнению с 2014 годом потребление ДТ, отвечающего требованиям техрегламента, увеличилось на 2,4% - до 28,6 млн тонн, в 2016 году рост составил 6,8% - до 31,3 млн тонн. По итогам текущего года потребление дизтоплива может увеличиться еще на 1,6% - до 31,8 млн тонн.
В целом продолжится и общий рост спроса на все виды газойливых топлив (ДТ, в т.ч. внеклассовое, судовое маловязкое и печное бытовое топливо, дистиллят газового конденсата средний). По факту 2016 года увеличение этого показателя составило почти 2% - до 42,8 млн тонн. Согласно прогнозу исследовательской группы, увеличение спроса на газойливые топлива в 2017 году составит уже 2,5% - до 43,9 млн тонн.
"Более высокий, чем в "посткризисном" 2016 году, темп прироста на 2,5% в этом году мы связываем с оживлением экономической активности в основных потребляющих отраслях. Основным фактором роста спроса на газойли станет оживление розничной торговли, что найдет отражение в положительной динамике автомобильных грузоперевозок. Кроме того, ожидаем роста потребности в продукте со стороны сельскохозяйственной и карьерной техники, некоторых иных групп потребителей", - комментирует Хомутов.
Керосин вверх, мазут вниз
В 2017 году спрос на авиационный керосин, также как и спрос на бензин, впервые за 4 года продемонстрирует рост. Согласно прогнозам исследовательской группы, потребность в авиатопливе на внутреннем рынке РФ увеличится по сравнению с 2016 годом на 13% и составит около 10 млн тонн.
Потребление гражданской авиации, на которую приходится более 75% спроса на авиатопливо, увеличится на 11% вследствие роста пассажирооборота в 2017 году на 22%. "В свою очередь, рост пассажирооборота станет следствием общего роста потребительской активности населения по причине снижения нормы сбережений, усиленного существенным укреплением рубля. Именно благодаря последнему ожидается снижение реальных цен на авиабилеты, удешевление проживания в отелях и снижение иных трат в поездках за рубеж, что в конечном итоге и станет важным фактором роста пассажирооборота", - поясняет Хомутов.
Динамику вниз в текущем году продемонстрирует только спрос на мазут, считают аналитики ИГ "Петромаркет". По предварительным оценкам компании, падение спроса на этот вид топлива в РФ в 2017 году по сравнению с 2016 годом составит 20% - до 13,8 млн тонн. И хотя одно из ключевых направлений использования мазута - бункеровка морских судов, как ожидается, покажет рост, но падение потребления мазута для энергонужд перекроет положительную динамику спроса на бункеровку. В итоге это приведет к снижению суммарной потребности в продукте.
Причиной снижения спроса на "энергетический" мазут станет эффект высокой базы 2016 года, считает И.Хомутов. "Так в 2016 году, вопреки многолетней тенденции к снижению использования мазута как топлива для энергогенерации и замещению его более дешевым природным газом, потребность в мазуте выросла на 46,3% - до 7,5 млн тонн. Такой беспрецедентный рост стал возможным благодаря аномально низким ценам на мазут на внутреннем рынке в I квартале 2016 года, что тогда привело к временному вытеснению газа из пула топлив, используемых для генерации энергии. До конца 2017 года подобных аномалий на рынке мазута не ожидается. Поэтому энергопотребители, которые в 2016 году переходили от природного газа к мазуту из-за исключительной дешевизны последнего, в 2017 году снова возвращаются к использованию газа", - говорит Хомутов.