Андрей Келин: Россия не отменит контрмеры против ЕС, пока минские соглашения не будут выполнены

Директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИДа рассказал о том, что происходит в отношениях РФ с ЕС и НАТО

Андрей Келин: Россия не отменит контрмеры против ЕС, пока минские соглашения не будут выполнены
Андрей Келин
Фото: epa/vostock-photo

Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU - Директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин в интервью агентству "Интерфакс" рассказал о том, что происходит в отношениях России с ЕС и НАТО, а также о том, с чем российская делегация едет на Совет министров иностранных дел ОБСЕ, который пройдет 7-8 декабря в Вене.

- Андрей Владимирович, какие темы для российской стороны приоритетные на предстоящем в начале декабря Совете министров иностранных дел ОБСЕ? Намерена ли российская сторона выступать с новыми инициативами?

- Прежде всего, рассматриваем СМИД как площадку для диалога и восстановления доверия, что крайне важно в нынешней конфронтационной ситуации в евробезопасности. Важны прямые контакты и интерактивная дискуссия между министрами стран ОДКБ и ЕАЭС, НАТО и Евросоюза, большинство из которых планируют приехать на встречу в Вене. Надеемся, что такой диалог послужит деэскалации напряженности в отношениях.

В ходе СМИД будем продвигать российские приоритеты, к которым относятся задачи борьбы с терроризмом и наркотиками, сотрудничество в сфере кибербезопасности, сопряжения интеграционных процессов на востоке и западе Евразии, защиты традиционных ценностей. Разумеется, привлечем внимание к нарушению языковых и образовательных прав и свободы СМИ, неонацистским тенденциям на Украине и в западных странах.

Россия внесла на СМИД три проекта решений – о борьбе с террористической идеологией и пропагандой, о реформе гуманитарного измерения ОБСЕ, а также – в соавторстве с партнерами по ЕАЭС – о сопряжении интеграционных процессов. При этом мы открыты для работы над другими проектами документов, которых всего уже около 30.

- Что нас не устраивает в деятельности ОБСЕ?

- Говоря коротко, нас беспокоит то, как работают специализированные институты ОБСЕ. Основная часть их деятельности сосредоточена в сфере прав человека и осуществляется применительно к странам "к востоку от Вены". Так, нам непонятно, почему для наблюдения за выборами в странах постсоветского пространства Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ направляет 300-400 наблюдателей, а на выборы в странах ЕС, даже крупных, по 4-5 экспертов. Мы считаем, что наблюдать надо везде одинаково. Другой пример ‑ Представитель ОБСЕ по свободе СМИ. Притеснения журналистов в одних странах он не замечает, а в других выискивает под микроскопом, а затем подает в гипертрофированном виде. От Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств (ВКНМ) мы постоянно требуем обращать больше внимания на ущемление прав русскоязычного населения в Прибалтике и на Украине.

Нас также беспокоит, что институты ОБСЕ часто занимаются тем, что им не поручали. Например, в 2015 году БДИПЧ и ВКНМ издали одиозный доклад о правах человека в Крыму. При этом эксперты этих институтов после 2014 года в Крыму не были. Два месяца назад БДИПЧ выпустил не менее спорный доклад о правозащитниках, по которым в ОБСЕ не существует никаких обязательств. Все это делалось на внебюджетные деньги западных спонсоров и является превышением мандата.

Чтобы исправить эти перекосы в работе ОБСЕ, Россия выступает за ее реформирование, принятие Устава и правил для институтов и миссий. К сожалению, наши западные партнеры это блокируют, потому что нынешняя аморфность позволяет им заставлять институты ОБСЕ работать в своих интересах. Мы будем продолжать добиваться изменения ситуации. Кое-что сделать постепенно удается.

- В свое время российская сторона критиковала мониторинговую миссию ОБСЕ на востоке Украины за предвзятость, необъективность. Как сейчас, по нашей оценке, действует миссия? Эффективна ли она?

- Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ является одним из элементов урегулирования и фактором стабилизации на востоке Украины. Сейчас в ее составе почти 600 наблюдателей, из которых около 500 работают в Донбассе. Мы выступаем за укрепление этой Миссии.

Должны отметить, что наряду с большой и нужной работой, которую делает Миссия, недостатки, к сожалению, сохраняются. Бывает, что в документах факты интерпретируются в пользу Киева. Мы продолжаем указывать на то, что отчеты должны быть максимально полными и объективными. По нашему настоянию в сентябре Миссия выпустила обобщенный доклад о жертвах среди мирных жителей Донбасса, в нем скрыть правду было сложнее. В миссии работает около 40 российских наблюдателей, чье присутствие положительно влияет на объективность отчетов.

- Есть ли позитивные перемены в деятельности по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ? Будут ли они приглашены на наши президентские выборы в будущем году и нет ли разногласий, как было не раз в прошлом, по численности и продолжительности мониторинговой миссии этой Организации?

- Проблемы в работе БДИПЧ по наблюдению за выборами носят системный характер. Это связано с тем, что в 1990 году страны ОБСЕ взяли на себя политические обязательства относительно того, как надо проводить выборы, но не выработали порядок наблюдения за ними и критерии их оценки. Соответственно, решать эти проблемы также надо системно. Россия совместно с рядом единомышленников вносила предложения о согласованном порядке наблюдения.

Что касается выборов ррезидента России в марте 2018 года, то Россия в полной мере выполнит обязательства по приглашению наблюдателей ОБСЕ и обеспечению их работы. В соответствии с российским законодательством, это будет сделано сразу после официального назначения даты выборов.

- Ожидаем ли мы, что миссия БДИПЧ ОБСЕ направит своих наблюдателей в Крым?

- Для наблюдателей ОБСЕ будут открыты все регионы России, разумеется, включая, Крым и Севастополь. Решение о том, куда именно направлять наблюдателей, принимает БДИПЧ.

- Зависит ли приглашение на президентские выборы наблюдателей ПАСЕ от того, будет ли восстановлена в правах наша делегация в Ассамблее? Предпринимаются ли шаги для того, чтобы были обеспечены приемлемые условия для возвращения делегации РФ в ПАСЕ?

- Парламентскую ассамблею Совета Европы уже длительное время сотрясают скандалы. Мы надеемся на скорейшее преодоление глубокого кризиса, в котором Ассамблея находится с 2014 года.

Если полномочия российской парламентской делегации в ПАСЕ будут восстановлены в полном объеме, то не будет и оснований для таких вопросов. Возвращение российской парламентской делегации в Ассамблею возможно при условии восстановления её полномочий в полном объёме. Соответствующая работа активно ведется и российским Парламентом, и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

- Когда мы восстановим в полном объеме взносы в Совет Европы?

- Российская сторона приняла решение остановить уплату своего взноса в Совет Европы за 2017 год до безусловного восстановления в полном объеме полномочий делегации Федерального Собрания Российской Федерации в ПАСЕ.

Позиция Российской Федерации остается в силе. Соответственно, мы сможем возобновить выплаты в бюджет Совета Европы тогда, когда это произойдет.

- Еврокомиссия в начале ноября предприняла шаги с целью получения мандата на переговоры с Россией по статусу "Северного потока-2". Если ЕК удастся получить такой мандат, пойдёт ли Россия на такие переговоры и обязана ли будет Москва это делать?

- Еврокомиссия действительно разработала и передала на рассмотрение Совета ЕС переговорный мандат на заключение с Россией некоего соглашения о режиме функционирования газопровода "Северный поток-2". Сделано это было в начале июня текущего года. По всей видимости, те, кто инициировал этот процесс, любым способом хотели доказать, что в отношении проекта "Северный поток-2" в правовом плане возникла уникальная ситуация, требующая принятия дополнительных нормативных актов. При этом для ЕК неавторитетным оказалось не только мнение Федерального сетевого агентства ФРГ, немецкого национального регулятора, в компетенцию которого входит данный вопрос, но и собственной юридической службы. Эксперты этих структур недвусмысленно указали в своих заключениях на то, что существует полный спектр юридических норм, регулирующих работу подобных газопроводов. Никакого правового вакуума в этом вопросе нет. Как нет и оснований для экстерриториального применения права ЕС в акватории Балтийского моря. В сентябре этого года с этим мнением согласилась и юридическая служба Совета ЕС, в заключении которой ясно указано на то, что трубопровод в нейтральных водах не будет действовать в условиях юридической пустоты, так как реализация подобных проектов подпадает под соответствующие нормы международного права, включая морское право. А если отсутствует необходимость в соглашении, то нет и надобности вести переговоры по нему.

Хотел бы отметить, что мы хорошо знаем и о других шагах, нацеленных на то, чтобы торпедировать этот исключительно коммерческий проект, направленный на диверсификацию маршрутов поставки природного газа в ЕС. Уверены, что "Северный поток-2" будет способствовать укреплению энергобезопасности Евросоюза.

- Просматриваются ли хоть какие-то перспективы нормализации отношений с ЕС, размораживания переговоров по визовым вопросам, деятельности Постоянного совета партнерства Россия-ЕС, отмены санкций?

- Российско-есовские отношения развиваются неравномерно. В последнее время наметились положительные подвижки в некоторых областях. Наблюдается рост взаимной торговли, активизировался политический диалог.

С другой стороны, в ЕС не прекращаются попытки демонизировать Россию. Нас то и дело бездоказательно обвиняют во вмешательстве в избирательные процессы в Евросоюзе и в попытках расколоть его. Видим в этом, прежде всего, желание в условиях непростых вызовов, с которыми столкнулся ЕС, возложить на нас вину за свои ошибки и просчеты.

ЕС продолжает мыслить в отношениях с Россией категориями санкций, которые недальновидно и совершенно абсурдно были увязаны с прогрессом в выполнении Минских соглашений. Таким образом, нормализация нашего двустороннего взаимодействия напрямую зависит от киевских властей, которые всячески саботируют Минские соглашения. Мы тоже хотим, чтобы Минские договоренности выполнялись. И свои контрмеры против ЕС не снимем, пока они не будут выполнены.

Со своей стороны заинтересованы в восстановлении полноценного сотрудничества с Евросоюзом. Открыты к любым контактам с ЕС в той степени, в которой к этому готовы наши партнеры.

Это в полной мере относится и к визовым вопросам. Как известно, в марте 2014 г. Брюссель принял решение заморозить безвизовый диалог Россия-ЕС на неопределенный срок в связи с событиями на Украине. Вместе с тем продолжается работа Совместного комитета по наблюдению за выполнением Соглашения Россия-ЕС об упрощении выдачи виз. Рассчитываем и на возобновление безвизового диалога.

- Есть ли подвижки в реализации российского предложения о возобновлении контактов между военными РФ и НАТО?

- Что касается возобновления контактов по военной линии между Россией и НАТО, то здесь есть продиктованные жизнью небольшие подвижки. В марте с.г. состоялся телефонный разговор начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Валерия Герасимова с председателем Военного комитета НАТО Петером Павелом. Это первый контакт высокого уровня между военными после принятия Советом НАТО 1 апреля 2014 г. решения о "заморозке" отношений с Россией. В сентябре с.г. последовала их личная встреча в Баку, логичным продолжением которой стал телефонный разговор В.Герасимова с Верховным главнокомандующим ОВС НАТО в Европе Кертисом Скапарротти.

Рассчитываем, что эти контакты получат развитие. Но контактам на высоком уровне должна предшествовать тщательная экспертная подготовка, потому как в противном случае это будет ничем иным, как формальным сохранением видимости диалога. Однако на большее натовцы не идут, объясняя это неготовностью к восстановлению практического сотрудничества.

- В рамках политики сдерживания России и обеспечения безопасности союзников на восточном фланге, близ наших границ развернуты четыре батальона НАТО, две американские бригады и вооружения для одной. Поговаривают о вероятности переброски на восток дополнительных сил и вооружений США и других стран НАТО. Расцениваем ли мы эти действия как нарушение альянсом обязательств по Основополагающему акту Россия-НАТО? Если нет, то какие действия НАТО будут считаться нарушением положений этого документа?

- Говоря об обязательствах, касающихся военной сдержанности, зафиксированных в Основополагающем акте Россия-НАТО от 27 мая 1997 г., напомню, что мы много раз предлагали НАТО зафиксировать, что именно входит в понятие "существенные боевые силы", которых не должно быть близ наших границ.

На сегодняшний день альянс фактически формирует в Европе базу для развертывания, в случае необходимости, наступательной группировки. На т.н. "непрерывной ротационной" основе размещаются контингенты стран блока там, где их никогда раньше не было. Суммарно речь идет о порядка десяти тысячах военнослужащих с сотнями единиц военной техники и авиацией в Прибалтике, странах Восточной и Северной Европы. Передовое базирование вооружений и военной техники, независимо от целей использования, представляет собой именно постоянное военное присутствие. Это идет вразрез с обязательствами, закрепленными в Основополагающем акте. Одновременно расширяется военно-морская и военно-воздушная деятельность альянса вблизи наших рубежей. Растет интенсивность и масштабы мероприятий оперативной и боевой подготовки по антироссийским сценариям. Ведется модернизация имеющейся и строительство новой военной инфраструктуры. Продолжается создание системы ПРО США/НАТО в Европе. В совокупности предпринимаемые альянсом меры меняют баланс сил на европейском континенте и ведут к опасному витку гонки вооружений.

- В качестве ответных шагов на действия НАТО Россия также усиливает военное присутствие на западных рубежах, развертывает "Искандеры" и другие виды вооружений. Вписывается ли это в рамки Основополагающего акта Россия-НАТО? Есть ли причина у Польши и стран Балтии бояться "Искандеров"?

- Действительно, альянс продолжает планомерно и последовательно выполнять установки состоявшегося в июле прошлого года варшавского саммита НАТО. Практическая реализация концепции расширенного передового присутствия сил альянса в Восточной Европе и Прибалтике, дальнейших планов по развитию системы ПРО США/НАТО в Европе, а также других предпринимаемых конкретных шагов по наращиванию военных потенциалов и инфраструктуры в приграничных с Россией регионах напрямую затрагивает национальную безопасность нашей страны и, что вполне естественно, получает необходимый ответ в рамках национального оборонного планирования.

В сложившихся условиях Россия вынуждена осуществлять необходимый комплекс мер в интересах укрепления своей обороноспособности и защиты национальных интересов. При этом стоит особо отметить, что все эти шаги мы осуществляем на собственной территории. В отличие от США и ряда других стран, перебрасывающих войска в сопредельные с Россией государства и проводящих провокационные военные демонстрации у наших границ.

Конкретные параметры военно-технического реагирования на возникающие в этой связи риски относятся к компетенции Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

- В Польше в 2018 г. должно завершиться строительство второй после румынской американской базы ПРО в Европе. Нарушит ли это баланс сил в регионе и принимает ли российская сторона меры для того, чтобы не допустить этого?

- Усилия США и НАТО в сфере ПРО остаются существенным деструктивным фактором, создающим риски для международной безопасности, нарушают сложившийся паритет в области стратегических вооружений. С достижением договоренностей по иранской ядерной проблеме стержневой аргумент, использовавшийся для обоснования т.н. "поэтапного адаптивного подхода" Вашингтона к ПРО, по сути, исчез. Однако на деле мы видим, что адаптируется не сама система (как изначально заявлялось), а аргументация в пользу ее развертывания.

Есть еще один нюанс, который нужно принимать во внимание – кроме развертывания американского сегмента ПРО в Европе, подобные усилия предпринимаются на национальном уровне. Так, например, в упомянутой Вами Польше, наряду со строительством американской базы ПРО в пос.Редзиково, с 2009 г. реализуется проект национальной системы ПВО/ПРО "Щит Польши", который предполагается интегрировать в общенатовскую систему.

Все эти действия создают в Европе новые стратегические реалии, подрывают стабильность и будут негативно сказываться на общем климате на континенте.

Со своей стороны неоднократно разъясняли, почему считаем создание глобальной ПРО США, в том числе ее европейского сегмента, дестабилизирующим фактором и прямой угрозой национальной безопасности России. Более того, наша страна неоднократно выступала с инициативами в сфере ПРО, нацеленными на превращение этого вопроса из "раздражителя" в область сотрудничества. Однако наши предложения были отвергнуты.

В этой связи Россия вынуждена принимать адекватные ответные меры, направленные на предотвращение нарушения существующего баланса сил в области стратегических вооружений и минимизацию возможного ущерба безопасности нашего государства в результате дальнейшего наращивания возможностей ПРО США.

Одновременно мы продолжаем призывать к равноправному и конструктивному диалогу по противоракетной тематике, нацеленному на поиск решений, учитывающих интересы всех заинтересованных сторон.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости