Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU - Еще несколько лет назад российские власти вряд ли задумались бы о подведении законодательной базы под такую неверную материю, как криптовалюты: чем пытаться отрегулировать это средоточие всевозможных рисков, его намного проще запретить, а зачинщиков - изолировать от общества. Собственно, в этой логике подход чиновников изначально и строился: попался на суррогатах - в тюрьму.
Но цифровым активам повезло, причем дважды. Во-первых, под растущим гнетом санкционных ограничений чиновники становились гибче - если не дают развиваться в традиционных отраслях, почему бы не попробовать рискнуть, обуздать волну и выбиться в лидеры новой экономики. Во-вторых, в России часто бывает важна не столько сама идея, сколько те, кто ее продвигает. А у криптоистории нашлись евангелисты, способные жечь глаголом необходимые сердца.
Проблемы, впрочем, тоже есть. Во-первых, надо понять, что ты собираешься регулировать и есть ли оно на самом деле (и дело тут не в слабой компетенции чиновников, а в том, что это вопрос в принципе открытый). Во-вторых, разграничить родственные, но разные понятия - экспериментируя на государственном уровне с блокчейном, не разрешить ненароком биткойн. В-третьих, взвесить все многочисленные риски и определиться, кто будет нести ответственность, если окажется, что государство успешно отрегулировало то, чего все-таки нет. Если будущее криптовалют окажется не таким благополучным, счет за обманутые надежды предъявят государству. Ведь средства можно потерять даже на зарегулированных сверху донизу IPO, а если ICO (отбросив мимикрию под привычную для рынка процедуру привлечения инвестиций, этот процесс правильнее определить как "кто-то для чего-то собирает деньги в обмен на что-то") провозгласят официально разрешенным и легальным, ажиотажа и связанных с ним издержек избежать вряд ли удастся.
Сторонники развития криптовалют в уходящем году так разогнались в своих планах, что затормозить их смогла только тяжелая артиллерия в лице руководства ЦБ, задействовав невозобновляемый ресурс - письмо президенту. Так или иначе, у властей окончательно созрело понимание - все то, о чем так долго говорил с трибун экономических форумов Герман Греф, если не свершилось, то по крайней мере требует регулирования. Осенью слово взял Владимир Путин, который отметил риски криптовалют и в то же время дал поручения по созданию правовых основ для их оборота и проведения ICO.
Умеренный скептицизм
Еще в начале 2016 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, комментируя криптовалюты, говорил, что за "выпуск и оборот денежных суррогатов" в России могут ввести уголовную ответственность. Денежные суррогаты не должны использоваться для оплаты товаров и услуг, заявлял ЦБ в лице председателя Эльвиры Набиуллиной.
Однако тональность отношения властей к криптовалютам менялась, и в 2017 году речь уже шла о рассмотрении подходов к регулированию.
В январе 2017 года биткойн, самая популярная в мире валюта, стоила чуть более тысячи долларов. На 27 декабря он стоил уже более $15 тыс., и это после серьезной коррекции котировок в последний месяц года.
Тот же биткойн когда-то стоил считанные доллары, а после своего создания - и вовсе центы. Неудивительно, что около года назад российские граждане уже очень активно интересовались как спекуляцией на криптовалютах, так и их майнингом, то есть созданием собственными силами с помощью видеокарт и других подручных средств.
Рабочая группа по изучению криптовалют появилась в Банке России еще в 2016 году. В октябре прошлого года зампред (сейчас первый зампред) ЦБ Ольга Скоробогатова сообщила, что регулятор определится с подходом к регулированию криптовалют в течение 3-4 месяцев.
В итоге на решение этого вопроса понадобилось больше времени, и в начале 2017 года российские власти еще продолжали вырабатывать свою позицию. "Будем надеяться, что финансовые санкции, которые сегодня существуют, будут сняты через какое-то время, к этому есть все предпосылки, и что после этого опять на передний план выйдет приобретение Россией статуса регионального финансового цента. Если мы хотим стать региональным финансовым центром, я думаю, нам имеет смысл более оптимистично смотреть на криптовалюты. Это часть мировой финансовой системы, и ее придется учитывать", - говорил зампред ЦБ Владимир Чистюхин в феврале.
"По нашим оценкам, количество людей, которые вкладывают средства в цифровые финансовые активы, к концу года составит порядка 2 млн, это больше, чем в секторах космической и лесной промышленности вместе взятых", - рассуждает сейчас, в декабре, президент Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин. По его мнению, именно высокая доходность и простота инструментов привлечения инвестиций обуславливают интерес людей к этой отрасли. "России важно зафиксировать и установить лидерство в этом направлении. Если стать мировым финансовым центром у Москвы не получилось, то стать центром цифровых денег есть все шансы", - полагает Припачкин.
Контролируемый бум
Весной 2017 года российский Минфин предложил регулировать криптовалюты, в том числе биткойн, как финансовые инструменты. "Наше предложение будет регулировать биткойны как финансовый продукт, в первую очередь, с точки зрения борьбы с отмыванием капитала, а во вторую очередь - защиты прав потребителей финансовых продуктов", - говорил в апреле замминистра финансов Алексей Моисеев. На тот момент предлагалось внести поправки в закон о рынке ценных бумаг.
В мае свою позицию по будущему криптовалют в России озвучил Минюст. Министр Александр Коновалов заявил, что введение абсолютного запрета квазиденег может быть опасным, так как под запрет могут подпасть другие объекты, обладающие свойством ликвидности, к примеру, ценные бумаги и права требования.
Глава Ассоциации финансовых технологий (АФТ) и компании Qiwi Сергей Солонин считает, что сейчас технологии получают все большее распространение и все процессы происходят в цифровой плоскости, запретительные же меры носят весьма номинальный характер. В частности, это касается блокировки сайтов. "Однако если проводить более мягкую политику по отношению к таким финтех-решениям и определить регуляторные правила игры, то это позволит вывести такие анонимные финансовые инструменты в более прозрачную среду и предоставить возможность участникам рынка работать с данными технологиями, а государству - получать налоговые отчисления, проводить более эффективную политику ПОД/ФТ", - отметил Солонин.
Уже после предложения Минфина регулировать криптовалюты как финансовые инструменты ЦБ выступил с инициативой идентифицировать биткойн и аналогичные валюты как цифровой товар. "Поскольку эмитируются виртуальные деньги, которые не обеспечены золотым запасом и не контролируются с точки зрения их количества, рано или поздно это может привести к нестабильности на финансовых рынках. Пока их сумма и количество не трагичны в целом для рынка", - сказала Ольга Скоробогатова в мае.
К концу весны уже было понятно, что криптовалютам в отечественном правовом поле быть. Осталось только определиться с оценкой этого инструмента, в поддержку которого, кстати, уже успел неоднократно высказаться глава Сбербанка Герман Греф. Он рассказывал, что сам покупал и продавал биткойны, также финансист призвал не запрещать криптовалюты в России, а экспериментировать с ними.
В то же время ЦБ продолжал смотреть на виртуальные валюты настороженно. В июне председатель Банка России Эльвира Набиуллина рассказала, что регулятор не видит существенных преимуществ во внедрении в российскую экономику цифровых активов, в том числе криптовалют. Однако примерно тогда же ЦБ анонсировал планы создать виртуальную национальную валюту. Позднее уточнялось, что это будет виртуальный рубль, но детали проекта все еще неизвестны.
ЦБ, Минфин и другие ведомства продолжали изучать криптовалюты и обсуждать возможные пути взаимодействия с новым рынком.
Президентский курс
По мере развития новых технологий все больше внимания к их финансовой стороне проявляет Владимир Путин. На Петербургском экономическом форуме в июне президента познакомили с молодым героем криптомира, основателем фонда Ethereum и создателем одноименной валюты Виталиком Бутериным.
На сентябрьской встрече бизнеса с главой государства один из участников предложил узаконить криптовалюту в России, но "Эльвира Сахипзадовна сказала, что Центробанк против такого, потому что это фактически утрата государством контроля над денежными потоками из-за рубежа", рассказывал журналистам глава "Опоры России" Александр Калинин.
Позднее, 10 октября, у президента состоялось специальное совещание, посвященное цифровым активам. Президент заявил, что использование криптовалют несет серьезные риски. В этой части выступления Путин явно солидаризировался с ЦБ, заявив, что "прежде всего это возможность отмывания капиталов, полученных преступным путем, ухода от налогов и финансирование даже терроризма, ну и, конечно, распространение мошеннических схем, жертвами которых, безусловно, могут стать рядовые граждане".
В то же время тогда глава государства отметил, что криптовалюты набирают популярность в мире, становясь полноценным платежным средством. Россия, опираясь на международный опыт, должна систематизировать отношения в сфере использования криптовалюты и защитить граждан и бизнес от возможных рисков, сказал Путин.
Позднее министр финансов Антон Силуанов объявил, что на том самом совещании было принято решение о том, что государство "возглавит и отрегулирует" процесс эмиссии и обращения криптовалют. До конца года ЦБ и Минфин запланировали закончить разработку соответствующего законопроекта.
В итоге 24 октября были обнародованы официальные поручения президента по результатам совещания. Путин поручил правительству и Банку России к 1 июля 2018 года обеспечить регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов (ICO). Регулирование предполагается ввести по аналогии с тем, как оно осуществляется при первичном размещении ценных бумаг. Также президент поручил правительству РФ и ЦБ за тот же срок установить требования к организации и осуществлению майнинга.
Кроме того, до 20 декабря, согласно поручению, ЦБ вместе с кабинетом министров должны были представить свои предложения по созданию на базе Банка России регулятивной площадки ("сэндбокс", "песочницы") для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг. Предложения готовы, но пока неизвестно, какие конкретно проекты войдут в "сэндбокс" и будут ли там работать компании, занимающиеся криптовалютой.
Будущие приключения распределенного реестра
Проект по регулированию ICO и криптовалют был представлен на общественном совете Минфина под конец года. В процессе разработки документа и после его подготовки замминистра финансов рассказывал, что же именно предполагается закрепить в законе.
Законопроект предусматривает привлечение средств через ICO в объеме до 1 млрд рублей на аукционе и 50 тыс. рублей без аукциона. При этом для неквалифицированных инвесторов предполагается установить планку для инвестиций в 50 тыс. рублей, а для квалифицированных участников финансового рынка ограничений по сумме не будет.
"Возможно, это окажется новым толчком в развитии блокчейн-индустрии, при условии, что регулирование будет гибким. Если участники финансового рынка будут понимать, что их действия находятся в правовом поле, при этом защищены от мошеннических действий - интерес будет только усиливаться", - считает Солонин из АФТ.
"В следующем году мы увидим стабилизацию биткойна, лучшие пилотные проекты применения блокчейна в государственных и коммерческих процессах, тестирование и применении лучших практик легализации ICO", - уверен Юрий Припачкин из РАКИБ. Эксперт считает, что в следующем году к инструментам ICO будут активно присматриваться традиционные компании, а инвестирование в криптовалюты будет интересно и классическим инвестиционным фондам.
Отсутствие законов пока не мешает множеству компаний анонсировать и проводить ICO - ведь полное отсутствие регулирования подразумевает и отсутствие запрета. На роль инфраструктурного лидера рынка претендует площадка "Восток" при НП РТС, правда, там в условиях регуляторной неясности реальные ICO пока не проводятся.
Главная интрига следующего года - как синхронизируются процессы развития финансового криптомира и попытки государства его отрегулировать. То ли сработают заклинания чиновников о "пирамидах" и МММ, и тогда предмет регулирования если не исчезнет, то сильно видоизменится, то ли "новый майнинг" и операции с криптовалютами станет настолько выгодными и массовыми, что регулировать его будет бесполезно - на эти вопросы должен ответить 2018 год.