Репортаж на холсте

В "Третьяковке" проходит масштабная ретроспектива Василия Верещагина

Репортаж на холсте
Выставка "Василий Верещагин" в Третьяковской галерее
Фото: ТАСС, Михаил Терещенко

Москва. 2 апреля. INTERFAX.RU - Русскому художнику, путешественнику и военному Василию Верещагину (1842-1904) повезло снискать славу еще при жизни, и на его выставки в Лондоне, Париже, Вене и других европейских столицах посетители приходили десятками тысяч. И сейчас, спустя месяц после открытия ретроспективы работ живописца в Третьяковской галерее на Крымском валу, поток желающих увидеть полотна Верещагина своими глазами не иссякает, а в выходные тем, кто не озаботится покупкой билетов заранее, придется провести немало времени в очереди.

Но выставка Верещагина – не тот случай, когда стоит экономить время. Ведь в зале Третьяковки из картин, хранящихся в 24 собраниях, кропотливо выложен маршрут путешествия художника длиной в жизнь. Помимо самих полотен здесь представлены предметы старины (Верещагин, привозивший "трофеи" из поездок, любил выставлять их в залах вместе с картинами), фотографии и документы, а некоторые работы сопровождаются записками художника - в итоге посетитель при желании может с головой погрузиться в сложный мир Верещагина, не замечая хода времени.

Война в кадре

Славу Верещагину принесли его батальные полотна. Художник ненавидел кровопролитие, и как-то написал: "Какую бы войну кто бы ни развязывал, она в любом случае - тупое желание владеть миром и его ресурсами". Но оставаться в стороне для него было немыслимо: Верещагину представлялось, что только увидев происходящее своими глазами, можно получить право рассказывать об этом людям с помощью кистей и красок. Поэтому при любой возможности он рвался в ненавистный бой, и в результате оказался свидетелем экспансии Российской империи в Среднюю Азию, русско-турецкой войны 1877-1878 годов и русско-японской войны, на которой он и погиб в 1904 году при взрыве на мине броненосца "Петропавловск".

Для современников картины Верещагина стали настоящим откровением, и даже сейчас чувствуется, насколько нетипичными были эти полотна для позапрошлого столетия. На фоне классических работ художников-баталистов, предпочитавших идеализировать войну, создавать романтические образы воинов-героев, не запятнанных сажей и, если и погибающих, то с выражением печального торжества на лицах, картины Верещагина кажутся предельно фотографичными. На них нет ни правых, ни виноватых, есть солдаты с их понятными, очень человеческими чувствами, и их кровавые будни.

Самая масштабная и известная серия батальных полотен Верещагина – Туркестанская, она была написана по итогам двух поездок в Среднюю Азию в 1867-1868 и 1869-1870 годах: тогда Верещагин был приглашен генерал-губернатором Туркестана в качестве художника в чине прапорщика.

Неделимая коллекция

Туркестанская серия не разошлась по частным коллекциям благодаря самому художнику: он настаивал, чтобы серия была куплена целиком, и на это в 1874 году пошел Павел Третьяков, отдавший за картины 92 тысячи рублей серебром.

За шестьдесят три года до того, как на весь мир разошлась фотография военного репортера Роберта Капы "Павший солдат" с гражданской войны в Испании, на которой запечатлены последние секунды жизни подстреленного солдата-республиканца, из-под кисти Верещагина вышла, наверное, самая пронзительная из картин Туркестанской серии - "Смертельно раненный". На траурно-черной раме ее запечатлены последние слова умирающего русского солдата, которые слышал художник: "Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!...".

И сегодня кажутся необычными, почти дерзкими ракурсы, которые выбирал художник: он не чурался показывать войну не только от лица русского солдата, но и глазами противника, словно заглядывая ему через плечо, например, на картине "Парламентеры. Сдавайся - Убирайся к черту" или на паре полотен "После удачи" и "После неудачи".

Какие бы сюжеты ни выбирал Верещагин, будь то сражения, демонстрация трофеев – отрубленных голов русских солдат ("Представляют трофеи") или традиционные для Туркестана бытовые сцены вроде торговли рабами ("Продажа ребенка-невольника"), он проявляет дотошное внимание к мельчайшим деталям, к орнаментам на традиционных одеждах, тонкой резьбе на колоннах и дверях, и можно бесконечно разглядывать эти выверенные линии, еле удерживаясь о того, чтобы провести по ним пальцем.

Квинтэссенция Туркестанской серии – картина "Апофеоз войны", которая ставит символическую точку в череде репортажных полотен Верещагина по итогам путешествия в Среднюю Азию и оставляет потомкам зловещее послание о том, какой след оставляла и всегда будет оставлять любая война. Но Российская империя продолжила воевать, а Верещагин терпеливо продолжал свою противоречивую по сути своей работу военного-пацифиста.

Посетительница выставки у картины "Апофеоз войны"
Посетительница выставки у картины "Апофеоз войны"
Фото: ТАСС, Михаил Терещенко

Сокровище для этнографов

В мирное время Верещагин объездил Россию, совершил путешествия в Индию, Сирию и Палестину, в Японию, и каждая из этих поездок была увековечена им на холсте. Благодаря стремлению художника к максимальной точности в передаче увиденного многие его полотна стали чуть ли не хрестоматийными для исследователей быта разных народов, архитектуры и культуры.

Сколько бы экзотичным не выглядело увиденное художником в его странствиях, он словно бы ни на минуту не терял объективности исследователя, давая отразиться на полотнах лишь своему искреннему интересу к тому месту, в котором он оказался, и к тем людям, с которыми его свела судьба.

Из поездки по Индии, в которой художнику суждено было переболеть малярией, подвергнуться нападению диких обезьян и оказаться брошенным проводниками в горах вместе с женой, он привез примерно полторы сотни этюдов, на основе которых родились 139 живописных полотен. Картина Индии конца XIX века предстает поистине головокружительной: Верещагин вплетает в нее пейзажи, архитектурные памятники ("Мавзолей Тадж-Махал в Агре", "Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме"), портреты представителей самых разных религиозных и социальных общин, причем особое внимание уделялось именно характерным внешним чертам. Для современников картины Индийской серии стали окном в мир, в котором им самим едва ли довелось бы оказаться.

Русская серия, написанная, в частности, по мотивам путешествия Верещагина в Ростов, Кострому, Ярославль и Макарьев, а также во многие удаленные села, позволила хоть на картинах сохраниться многим памятникам деревянного зодчества, которые не уцелели до наших дней. Но внимание художника привлекали не только внутреннее убранство церквей и старинные иконостасы, в нескольких работах он раскрывает и характеры людей, которых встретил во время путешествия (в противовес героям Индийской серии). Самый запоминающийся, пожалуй, выставленный чуть в стороне от основной экспозиции портрет светящегося веселой хитрецой пожилого мужчины под названием "Отставной дворецкий, с большим юмором рассказывающий о том, как он ухитрился освободиться из крепостной зависимости, обманувши своего, забывчивого на исполнение обещаний, барина".

Фото: ТАСС, Михаил Терещенко

Япония в духе импрессионизма

Последняя серия, которую Верещагин успел написать, была посвящена поездке в Японию. Достаточно одного взгляда на полотна "Вход в храм Никко" или "Японка", чтобы накопившуюся за время прогулки по выставке усталость словно бы рукой сняло. Эти картины сложно сравнить с более ранними работами художника, он открывает для себя совершенно новую страницу, экспериментируя на грани реализма и импрессионизма. Оставаясь верным деталям, он придает сюжетам из мирной жизни японцев большую созерцательность игрой света более прерывистыми мазками, отчетливо знаменуя наступление нового века в русском искусстве.

По-своему даже символично, что русско-японской войне на картинах Верещагина уже не суждено было воплотиться, и творческий путь художника, неустанно писавшего ужасы войны, закончился серией полотен, наполненных миром на грани безмятежности, единением с природой.

***

За полтора века мир стал совсем другим: от фотографий разрушенных городов, беженцев и раненных, от видеозаписей со взрывами и перестрелками сложно укрыться даже при большом желании, а увидеть достопримечательности почти в любой точке мира можно, набрав незамысловатый набор ключевых слов в поисковике или соцсетях. Но главные посылы Верещагина как художника, путешественника и живого свидетеля войн прошлого и ярого их ненавистника останутся актуальными, наверное, еще не одно столетие, и ему еще будет, что сказать миру своими полотнами.

Чемпионат Мира по футболу 2018
В РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболуВ РПЦ рост потребления алкоголя в 2018 году связали с ЧМ по футболу
По данным ВЦИОМа, доля пьющих россиян выросла с 58% до 67%Подробнее
Путин в Кремле наградил членов сборной России по футболуПутин в Кремле наградил членов сборной России по футболу
Станислав Черчесов получил орден Александра НевскогоПодробнее
Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителейФинал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей
Даже в России финал чемпионата посмотрело больше зрителей, чем матчи национальной сборнойПодробнее
Москва заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублейМосква заработала на ЧМ по футболу около 13 млрд рублей
Таким образом, более чем наполовину окупилась реконструкция стадиона "Лужники", стоившая 25 млрд рублейПодробнее
Более 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную ХорватииБолее 300 тысяч человек вышли на улицы Загреба встречать сборную Хорватии
Люди начали собираться в центре города еще со вчерашнего вечераПодробнее
Миллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборнойМиллионы французов вышли на улицы отпраздновать чемпионство своей сборной
Самые большие гуляния во Франции за последние двадцать летПодробнее
ЧМ-2018. ОбобщениеЧМ-2018. Обобщение
"Интерфакс" подводит итоги чемпионата мира-2018, завершившегося в России в воскресеньеПодробнее
Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"Лучшие игроки ЧМ-2018 получили медали под проливным дождем в "Лужниках"
Дождь начался сразу после окончания финального матча, завершившегося победой сборной Франции над ХорватиейПодробнее
Плей-офф
1/8 финала
УругвайУругвай2:1ПортугалияПортугалия
ФранцияФранция4:3АргентинаАргентина
БразилияБразилия2:0МексикаМексика
БельгияБельгия3:2ЯпонияЯпония
ИспанияИспания1:1
(3:4)
РоссияРоссия
ХорватияХорватия1:1
(3:2)
ДанияДания
ШвецияШвеция1:0ШвейцарияШвейцария
КолумбияКолумбия1:1
(3:4)
АнглияАнглия
Четвертьфинал
УругвайУругвай0:2ФранцияФранция
БразилияБразилия1:2БельгияБельгия
РоссияРоссия2:2
(3:4)
ХорватияХорватия
ШвецияШвеция0:2АнглияАнглия
Полуфинал
ФранцияФранция1:0БельгияБельгия
ХорватияХорватия2:1АнглияАнглия
Матч за 3 место
БельгияБельгия2:0АнглияАнглия
Финал
ФранцияФранция4:2ХорватияХорватия
Групповой этап
Группа A
Команда И В Н П О
УругвайУругвай33009
РоссияРоссия32016
Саудовская АравияСаудовская Аравия31023
ЕгипетЕгипет30030
 
Группа B
Команда И В Н П О
ИспанияИспания31205
ПортугалияПортугалия31205
И.Р. ИранИ.Р. Иран31114
МароккоМарокко30121
 
Группа C
Команда И В Н П О
ФранцияФранция32107
ДанияДания31205
ПеруПеру31023
АвстралияАвстралия30121
 
Группа D
Команда И В Н П О
ХорватияХорватия33009
АргентинаАргентина31114
НигерияНигерия31023
ИсландияИсландия30121
 
Группа E
Команда И В Н П О
БразилияБразилия32107
ШвейцарияШвейцария31205
СербияСербия31023
Коста-РикаКоста-Рика30121
 
Группа F
Команда И В Н П О
ШвецияШвеция32016
МексикаМексика32016
Республика КореяРеспублика Корея31023
ГерманияГермания31023
 
Группа G
Команда И В Н П О
БельгияБельгия33009
АнглияАнглия32016
ТунисТунис31023
ПанамаПанама30030
 
Группа H
Команда И В Н П О
КолумбияКолумбия32016
ЯпонияЯпония31114
СенегалСенегал31114
ПольшаПольша31023
 
Последние новости