Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU - ПАО "Трансконтейнер" подало иск о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ от 23 октября 2017 года об отказе в удовлетворении ходатайства о покупке терминала Global Ports, следует из картотеки арбитражных дел.
Заявление компании от 19 февраля поступило в Арбитражный суд Москвы 9 апреля, тот принял его и возбудил производство (определение датировано 11 апреля). Ответчиком выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. Для выяснения обстоятельств требований на 17 мая назначено собеседование со сторонами и предварительное судебное заседание.
Решением от 23 октября 2017 года (№ ИА/85512/17) ФАС отказала "Трансконтейнеру" в покупке у группы Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (ЗАО "Логистика-Терминал", сумма сделки должна была составить 1,9 млрд руб.). Ведомство указало, что доля терминала на рынке перевалки контейнеров "в "сухих портах" Петербурга и Ленинградской области составляет 60%, притом что его грузооборот близок к нормативной мощности. "Трансконтейнер" в ответ заявил, что антимонопольная служба ошибочно определила географические и продуктовые границы рынка терминальной переработки контейнеров, допустив, что при расчете доли рынка были использованы недостоверные данные.
"Так, искусственно выделена категория "сухого порта", то есть те контейнерные терминалы, которые связаны с портом прямым ж/д или автомобильным сообщением и помимо работы с прочими клиентами выполняют функции приема и отправки грузов в основном во внутреннем сообщении. С нашей точки зрения, прямым конкурентом "сухого порта" являются оказывающие абсолютно аналогичные услуги прочие контейнерные терминалы в регионе и порты, работающие с железной дорогой напрямую без технологии "сухих портов", - говорил "Интерфаксу" замглавы "Трансконтейнера" Виктор Марков.
"Даже если рассматривать долю ЗАО "Логистика-Терминал" только среди "сухих портов" региона Санкт-Петербург, она не превысит 30%. Поэтому утверждение ФАС о доле 60% и возможности одностороннего воздействия на общие условия контейнерных перевозок во всем регионе представляется нам необоснованным", - подчеркивал он.
В феврале генеральный директор "Трансконтейнера" Петр Баскаков говорил, что компания пока не оспорила решение антимонопольной службы, "сделав паузу" и запросив в ФАС "аналитический отчет, на основании которого было принято решение о наличии признаков нарушения конкуренции в случае сделки". Также оператор направил в ведомство "свои аргументы, почему категорически не согласен с выводами" регулятора. При этом он подчеркнул, что менеджмент "Трансконтейнера" сохраняет интерес к активу Global Ports, считая его стратегическим для развития бизнеса для замещения в будущем выбывающих терминальных мощностей в регионе и при отсутствии альтернативы.
В середине марта представитель ж/д оператора сообщил "Интерфаксу", что "компания направила письмо в ФАС" с изложением своей позиции - в надежде убедить антимонопольную службу согласовать сделку. "Дальнейшие действия будут зависеть от хода диалога с регулятором", - говорил собеседник агентства, допуская, что в случае положительного решения будет подано повторное ходатайство о покупке терминала.
Однако представитель антимонопольной службы тогда заявил "Интерфаксу", что рекомендует "Трансконтейнеру" в преддверии продажи его контрольного пакета акций сосредоточиться на расширении парка вагонов вместо покупки терминалов. "Ведомство прорабатывает правила недискриминационного доступа к терминалам и "сухим портам" в условиях запланированной приватизации "Трансконтейнера". Организации рекомендовано принять меры по недопущению дефицита провозных мощностей - платформ, вместо того, чтобы пытаться усиливать присутствие в профицитом сегменте терминальных мощностей", - заявил он. При этом представитель регулятора заявил агентству, что решение, принятое в отношении покупки "Трансконтейнером" ЗАО "Логистика-Терминал", "может быть обжаловано в судебном порядке".
Замглавы "Трансконтейнера" Виктор Марков сообщил в этой связи "Коммерсанту", что 12 апреля компания получила отзыв антимонопольной службы на дополнительные материалы. Но по существу "ничего нового в них не было: ФАС частично скопировала текст отказа в согласовании ходатайства", пишет в понедельник газета. "Дополнительная аргументация службой не была услышана и оценена, мы будем защищать свои права в суде", - сказал топ-менеджер.
Он повторился, что оператор не согласен "с общими вводными, послужившими основанием для отказа", и ему непонятен "источник информации ФАС о структуре и объемах рынка". "Так, служба указала, что "Трансконтейнер" занимает доминирующее положение, потому что его доля на рынке предоставления платформ и контейнеров превышает 50%, однако фактически на сегодняшний день она порядка 43%", - в частности отметил Марков.
На общем рынке переработки контейнеров в Петербурге и Ленобласти доля приобретаемого терминала не превышает 15%, добавил он, напомнив, что в конце 2017 года "Трансконтейнер" продал свой единственный в регионе терминал на станции Санкт-Петербург-Товарный-Витебский. "Наши данные основаны на информационных системах ОАО "Российские железные дороги", и мы будем приводить их в суде", - сказал топ-менеджер. Также он добавил, что оператор активно прорабатывает возможность строительства своего терминала в регионе, на что согласие ФАС не требуется.
О "Трансконтейнере"
"Трансконтейнер" владеет и управляет примерно 70 тыс. крупнотоннажных контейнеров, более 25 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 42 станциях) и в Словакии, также ему принадлежит 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 ж/д терминалами в Казахстане) и доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах. Контрольным пакетом акций владеют "Российские железные дороги". Еще 25,07% акций оператора владеет транспортный холдинг FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство" ) группы "Сумма" Зиявудина Магомедова и его партнеров. 24,51% - у ООО "Енисей Капитал" Александра Абрамова и Романа Абрамовича. Остальные акции находятся в свободном обращении.
Правительство РФ планирует приватизировать принадлежащий РЖД контрольный пакет акций оператора, выбрав покупателя на открытых торгах среди квалифицированных инвесторов (синдикат, консорциум, с возможным миноритарным участием финансового инвестора), обладающего соответствующими компетенциями и заинтересованного в развитии контейнерных, в том числе мультимодальных, перевозок между ЕС и Азией.
Ранее планировалось, что продажа контрольного пакета акций "Трансконтейнера" будет завершена в апреле 2018 года, но чиновники сомневаются, что сделка произойдет в эти сроки. "Чтобы конкурс состоялся в апреле, нужно было начать все процедуры в январе. Поскольку они не начаты, наверное, можно сделать вывод, что в апреле ничего не (состоится - ИФ)", - заявил, например, в феврале замглавы министерства транспорта РФ Алан Лушников.
Интерес к активу в разное время обозначали "Сумма", группа UCL Владимира Лисина вместе с Mediterranean Shipping Company, Global Ports и группа "Дело" Сергея Шишкарева ("Дело" недавно объявило о покупке 30,75% акций портового холдинга у его основателей), CMA CGM с российской компанией "Логопер", а также Российский фонд прямых инвестиций с партнерами. При этом в конце 2017 года группа UCL просила министерство экономического развития РФ жестко "ограничить инвестиционную активность "Трансконтейнера" на период продажи контрольного пакета акций оператора.