Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Парк полувагонов, значительная часть которого была списана, вернулся к объемам двухлетней давности: в феврале-марте он превысил 500 тысяч, пишет в среду "Коммерсантъ".
В ОАО "Российские железные дороги" газете подтвердили эту цифру. "Последний раз такой объем парка был зафиксирован в марте 2016 г. - к тому моменту он уже пошел на спад после вступления в силу запрета эксплуатации старых вагонов (с продленным сроком службы - ИФ)", - отмечает издание.
"Максимальных значений парк полувагонов, по разным оценкам, достигал в конце 2014 г. - начале 2015 г. (560-570 тыс.). Тогда ажиотажные закупки подвижного состава на фоне падения грузопотока привели к резкому обвалу ставок предоставления, достигших в 2015 г. 400 рублей за вагон в сутки. После списания почти 215 тыс. вагонов в 2015-2016 гг. ставка пошла вверх, достигнув в среднем по 2017 г. 1,4 тысяч рублей за вагон в сутки, и продолжила подниматься из-за резкого роста маржинальности перевозок угля", - добавляет газета.
При этом представитель РЖД отметил постоянное повышение стоимости новых вагонов, которое зависит не только от спроса, но и от цены комплектующих, в первую очередь колес и литья.
Участники рынка, опрошенные газетой, разошлись во мнениях о том, как будет вести себя ставка предоставления полувагонов к концу 2018 г. Один из источников издания на транспортном рынке уверен, что не стоит ожидать снижения, так как погрузка растет, но скорость перевозки грузов падает. Другой собеседник, напротив, считает, что к концу года следует ожидать корректировки ставок вниз: при производстве около 30 тыс. полувагонов списание в лучшем случае составит 15 тыс., а рост погрузки "не будет аналогичен 2017 г." (по прогнозам монополии, по 2018 г. 1,8-3% против 3,2% в 2017 г.).
Еще один источник согласился, что по мере насыщения рынка новым подвижным составом ставки снизятся до уровня 1,1 тыс. руб. в сутки на типовой полувагон, а выпуск - до 25-30 тыс. вагонов в год. Собеседник издания среди ж/д операторов отметил, что осенью грузопоток традиционно увеличится, но к этому моменту рабочий парк полувагонов вырастет на 2-3%, поэтому рынок стабилизируется и ставки могут снизиться.
Как говорят в РЖД, анализ рынка показывает, что сохраняется ценовая проблема доступности полувагона, особенно в сегменте строительных грузов и других низкодоходных грузов. "Всем участникам рынка нужно более активно работать с эффективностью: высокая ставка за полувагон свидетельствует о том, что спрос по-прежнему выше предложения. Резервы есть, например простои на путях предприятий, и грузовладельцам нужно их использовать", - сказал изданию представитель "Российских железных дорог", добавив, что за 3 года участковая скорость выросла на 15%, простой вагона снижен почти на 25%. Источник "Коммерсанта", близкий к профильному ведомству, уверяет, что сейчас профицита полувагонов нет.