Москва. 25 апреля. INTERFAX.RU - Минфин и Минэкономразвития, которые в преддверии формирования нового правительства фактически вошли в нормотворческий "клинч", торпедируя ключевые инициативы друг друга, обзавелись еще одной конфликтной темой. Законопроекты Минэкономразвития о создании специальных административных районов (САР) на островах Русский (Владивосток) и Октябрьский (Калининград), которые призваны способствовать возврату российского капитала в страну на фоне растущего геополитического напряжения, подверглись суровой критике Минфина.
Одновременно из отзыва Минфина стали известны ряд деталей предложенных Минэкономразвития законопроектов, которые пока не публиковались - например, создание специального судового реестра.
Концепция создания САР зафиксирована в трех документах, разработанных Минэкономразвития - "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", "О международных компаниях" и "О внесении изменений в части I и II Налогового кодекса РФ в связи с принятием ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", ФЗ "О международных компаниях". Первый вице-премьер Игорь Шувалов 18 апреля поручил Минфину рассмотреть эти законопроекты, ответ за подписью замглавы ведомства Алексея Моисеева на этой неделе был направлен в Минэкономразвития и аппарат правительства, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с документом.
Претензии у Минфина есть как по форме, так и по содержанию. Во-первых, отмечает министерство, законопроекты в нарушение регламента правительства представлены без сопроводительных документов - пояснительной записки, финансово-экономического обоснования, в связи с чем невозможно оценить последствия их реализации.
В законопроекте Минэкономразвития установлены полномочия специально создаваемых на территориях САР подразделений федеральных органов исполнительной власти, но не предусмотрено создание спецподразделений Банка России по контролю и надзору за деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, отмечает Минфин. Положения о регистрации и деятельности иностранных участников на территориях САР не корреспондируются с действующими нормами, устанавливающими квоты и запреты на участие иностранного капитала в уставных капиталах юрлиц (например, 50%-ная квота для страхового рынка), говорится в письме.
"Учитывая межтерриториальный характер финансовой деятельности, полагаем, что регистрация финансовой организации, в частности, страховой, в качестве международной компании, имеющей предусмотренные законопроектами налоговые и иные льготы, создаст ей необоснованные конкурентные преимущества по отношению к финансовым организациям, зарегистрированным на иных территориях РФ", - пишет Минфин, предлагая согласовать законопроекты с ФАС.
Также Минфин против освобождения налогоплательщиков - международных компаний от обязанностей передавать информацию в налоговые органы. Не согласно ведомство и с исключением международных компаний из числа налогоплательщиков по земельному налогу - установление на федеральном уровне новой льготы "не соответствует проводимой в настоящее время налоговой и бюджетной политике".
Идея создания специального судового реестра, регистрация судов в котором позволяет судовладельцам не учитывать доходы от их эксплуатации и реализации в целях налогообложения прибыли, Минфину тоже не понравилась. Эти изменения "приведут к ухудшению положений налогоплательщиков - судовладельцев, использующих суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (РМРС)". Право на освобождение доходов в целях налога на прибыль должно распространяться на судовладельцев, чьи суда зарегистрированы как в специальном судовом реестре, так и в РМРС, полагает Минфин.
Кроме того, опасения ведомства вызвал предложенный МЭР особый порядок регистрации для международных компаний - резидентов САР. "В частности, устанавливаются особые требования к сроку госрегистрации (не более одного рабочего дня со дня представления документов, необходимых для госрегистрации). Вместе с тем полагаем, что с учетом необходимости проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, предлагаемый срок представляется необоснованно коротким", - отмечает Минфин.
В законопроекте Минэкономразвития предусмотрена возможность выпуска сертификатов на доли в капитале международных компаний, являющихся эмиссионными ценными бумагами, пишет Минфин. Порядок выпуска и размещения сертификата на доли в капитале определяется в уставе или внутреннем регламенте компании, однако правовой режим эмиссии ценных бумаг установлен ФЗ "О рынке ценных бумаг", напоминает ведомство. Законопроекты требуют доработки, делает вывод Минфин.
Работа над концепцией САР идет уже довольно давно, однако активизировалась она сразу после введения новых американских санкций (объявлены 6 апреля), сообщали ранее "Ведомости".