Москва. 26 апреля. INTERFAX.RU - Система регулируемых закупок – это треть российского ВВП. Учитывая объем проходящих через нее денег, сотни тысяч участвующих поставщиков и экономическую роль крупнейших заказчиков ("Газпром", Роскосмос, Роснефть и т.д.), эта система - в постоянной зоне внимания, и, возможно, поэтому же чаще других подвергается реформам.
Новым вызовом для отрасли стало предстоящее вступление в силу новых положений законов "О контрактной системе" (44-ФЗ) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), которое запланировано на 1 июля. Сжатые сроки, в которые надо реализовать изменения, грозят перебоями в работе рынка, говорят многие участники проходящей сейчас в Москве форума-выставки "Госзаказ 2018".
Поправки в законы предусматривают перевод всех закупочных процедур в электронный вид, унификацию закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), новые жесткие требования к электронным площадкам, на которых проводятся торги.
Минфин должен вскоре выпустить основную часть проектов подзаконных актов, которые необходимы, чтобы закон начал работать. Реалистичный срок официального выхода правительственных постановлений - первая половина июня. То есть до вступления закона после этого останется менее месяца.
За эти 2-3 недели госкомпании, например, должны будут доработать и утвердить в новой редакции свои положения о закупках. Для многих из них это может стать проблемой, поскольку в крупнейших компаниях заседания советов директоров (а именно они утверждают положения о закупках) назначаются за 3-4 недели.
"Таким образом, компаниям придется "предвосхищать" будущие нормы подзаконных актов, либо быть готовыми к тому, что с первого июля их положения будут не вполне соответствовать требованиям законодательства, - сказал руководитель центра "Интерфакс-Прозакупки" Георгий Сухадольский. - Впрочем, такое несоответствие будет не критичным, если оно будет устранено до первого января 2019 года, когда электронизация закупок станет обязательной (с 1 июля госкомпании и госзаказчики получают право проводить соответствующие закупки в электронной форме - ИФ)".
Несколько меньше вопросов вызывает блок технической готовности электронных торговых площадок. Большинство площадок, которые в настоящее время занимаются проведением закупок в соответствии с нормами 44-ФЗ, заявляют о своей готовности к проведению всех закупок госзаказчиков в электронном виде.
Минфин в начале апреля опубликовал финальный вариант требований к площадкам, работающим по госзаказу. Им придется резко увеличить уставной капитал, выполнить ряд новых технических норм, что должно обеспечить надежность и бесперебойность работы системы.
Крупные площадки говорят, что готовы к изменениям. А вот для десятков игроков второго эшелона, которые ранее работали только с государственными и коммерческими компаниями, выполнение заявленных Минфином требований может стать слишком высокой планкой.
Единая информационная система (ЕИС) в области закупок, которую поддерживает Минфин, готова к работе по новым правилам, сказала заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе в кулуарах форума "Госзаказ".
"Но надо иметь в виду, что мы не единственные участники - в процессе задействованы заказчики, электронные торговые площадки, банки, - сказала Катамадзе. - Все находятся на разных этапах готовности к новым правилам. Сейчас взаимодействие между участниками налажено, и можно рассчитывать на успешную подготовку".
"Уверенность Казначейства в готовности ЕИС к работе по новым правилам - это хорошо, - сказал гендиректор ЭТП "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин. - Все мы помним начало 2017 года, когда система просто не справилась с нагрузкой, в связи с новыми законодательными изменениями. В этот раз Казначейство проводило многочисленные консультации с участниками рынка и надеюсь адаптация у всех пройдёт не без проблем, но успешно и в кратчайшие сроки".
Одной из наиболее серьезных проблем, которые создают нововведения 44-ФЗ и 223-ФЗ, эксперты считают даже не технические или организационные сложности, а кадровые. Речь идет, прежде всего, о неготовности поставщиков (особенно из числа субъектов МСП).
"Сейчас поставщики, особенно МСП, не готовы к изменениям - они про них просто не знают, - говорила заместитель директора департамента методологии и организации закупок "Росатома" Наталья Дорошенко. - Все это может привести к срыву поставок". По ее словам, в регионах, особенно удаленных, закупки у МСП до сих пор (начало текущего года) проводятся в бумажном виде. Бумажные процедуры таким поставщикам понятны и привычны, чего нельзя сказать про электронные процедуры.
Даже в случае с поставщиками, которые давно и успешно работают госзаказом и госкомпаниями в электронном виде, нововведения могут стать проблемой. Новые процедуры значительно отличаются от действующих, и необходимо массовое переобучение - как поставщиков, так и заказчиков.
"За счет отсутствия корректных знаний будет расти доля ошибочных действий как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков, - считает Г.Сухадольский. - Как следствие, следует ожидать снижения доли корректно поданных заявок, увеличения числа споров, потенциальных штрафов и т.д.".
Не менее значимой проблемой участники рынка называют введение механизма, согласно которому финансовое обеспечение заявок МСП должны будут размещать спецсчетах уполномоченных банков.
Соответственно, с каждым банки площадки должны будут организовать взаимодействие.
"В результате получаем сто вариантов технических интерфейсов взаимодействия, - говорил президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников в начале апреля. - Построение такой системы требует денег и времени. Причем деньги придется потратить всем участникам процесса: и площадкам, и банкам, и субъектам МСП, которые должны будут платить за открытие и ведение спецсчетов".
По оценке гендиректора ГУП "Агентство по государственному заказу республики Татарстан" Якова Геллера, банкам предстоит открыть порядка 500 тыс. спецсчетов. При этом даже самые кредитные организации говорят, что при консолидации всех усилий могут в месяц обеспечить открытие лишь порядка 80 тыс. спецсчетов.
Ряд банков направили в Минфин свои предложения по финансовой модели осуществления закупок, но вопрос пока остается открытым.
Перечисленные проблемы, по оценке экспертов, так или иначе приведут к сложностям в работе заказчиков и поставщиков.
Геллер ожидает значительных проблем в работе контрактной системы. И не только из-за нововведений. "До сих пор не создано четкой вертикали, по которой можно было спускать (поднимать) проблемы с расчетом на их оперативное и компетентное решение", - сетует он.
"Продолжительность кризисного состояния оцениваю около полутора месяцев, далее ситуация начнет выправляться", - считает Сухадольский.
Схожей оценки придерживается Сытин, по мнению которого систему будет лихорадить в течение 2-3 месяцев после реализации изменений. "Понимание этого есть не только у нас, но и в Госдуме, - сказал руководитель "ТЭК-Торга". - Тем не менее, переноса сроков вступления в силу новых положений 44-ФЗ и 223-ФЗ ожидать не стоит - скорее стоит готовиться к оперативному исправлению выявленных недостатков, коллизий, как это было в начале 2017 года, когда под давлением обстоятельств и правительством, и Госдумой оперативно принимались необходимые решения".
Впрочем, среди участников рынка есть и оптимисты, которые полагают, что вступление нововведений в силу произойдет без масштабных сбоев. По мнению гендиректора "РТС-Тендер" Владимира Лишенкова, рынок в целом готов к изменениям. "Мы к ним точно готовы", - заявил он.