Москва. 11 мая. INTERFAX.RU - Госдума на совете по законотворчеству в пятницу приняла решение существенно изменить контуры законопроекта об ответе на американские санкции, убрав из него упоминание о конкретных товарных группах и компаниях. Это фактически превратило документ в дубликат принятого в 2006 году законопроекта о специальных экономических мерах. При этом в нижней палате не скрывают, что обсуждаемый законопроект носит не столько экономический, сколько политический характер.
Законопроект "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств" был внесен спикером Думы Вячеславом Володиным и представителями всех фракций в Госдуме 13 апреля. В нем было обозначено 15 потенциальных санкционных направлений, по которым правительство вправе вводить ограничения на импорт, экспорт или сотрудничество.
В перечень попали товары потребительского рынка, лекарственные средства, предлагалось ввести запрет на работу в России граждан США и иных иностранных государств, в том числе в качестве высококвалифицированных специалистов.
В атомной, авиастроительной, ракетно-двигательной отрасли планировалось прекратить или ограничить сотрудничество российских компаний с американскими и другими иностранными фирмами. Под угрозой санкций оказались консалтинговые, аудиторские и юридические компании из США и других стран. Для американских компаний оговаривался запрет на участие в приватизации государственного и муниципального имущества, а также на оказание услуг по организации от имени РФ продажи федерального имущества. Предлагалось увеличить сборы за аэронавигационные обслуживание грузовых перевозок американскими авиакомпаниями.
После перечисления всех этих мер, пункт 16 статьи 2 законопроекта наделял правительство правом запретить или ограничить импорт в Россию "любых иных товаров" из США и других стран. Что уже тогда лишало составление списка конкретных отраслей смысла: все равно он, по решению правительства, мог быть расширен до бесконечности. Впрочем, компании, промышленники и профильные комитеты Думы увидели в законопроекте каждый свою отрасль.
Поддержать с оговорками
С конца апреля один за другим стали выходить заключения комитетов Госдумы, в которых почти каждый критиковал введение санкций именно в своей отрасли. При этом в целом законопроект поддерживался.
Так, комитет по энергетике сообщил, что принятие законопроекта поддерживает, только просит обратить внимание, что отдельные нормы документа могут привести к потере Россией лидирующих позиций на рынке атомной энергетики. Комитет по финансовому рынку законопроект поддержал, но вступился за "большую четверку" аудиторов. Комитет по бюджету - поддержал, но подчеркнул, что принятие законопроекта потребует выделения дополнительных средств из бюджета. При этом в корректировке будет нуждаться как бюджет текущего года, так и на 2019-2021 годы. Комитет по транспорту поддержал, но сообщил, что выделить аэронавигационный сбор по перевозке грузов представляется затруднительным, поскольку часть грузов перевозится, в том числе, и пассажирскими рейсами.
Сокращение перечня мер
К назначенной дате первого чтения - 15 мая (вторник) - законопроект, при поддержке его общей концепции, оброс таким количеством поправок и уточнений, что в пятницу было решено провести совет по законотворчеству при спикере Госдумы с приглашенными экспертами, чтобы понять: как и в каком виде принимать документ.
Проблема в том, что в законопроект можно вносить изменения только во втором чтении, либо вносить его в новой редакции. Было решено: принимать как есть (все 16 пунктов), но принять специальное постановление Думы, в котором прописать, как законопроект изменится ко второму чтению. А изменится он существенно.
В проекте документа ко второму чтению, который есть в распоряжении "Интерфакса", исчезли наиболее критикуемые российскими экспертами и участниками рынка пункты. Нет запрета на импорт лекарственных средств, а также алкоголя и табака. Исчезло упоминание об ограничениях на сотрудничество в атомной, авиастроительной, ракетно-двигательной отрасли, пропал пункт об аэронавигационных сборах и ограничения для "большой четверки" аудиторов. Также нет пункта о запрете на работу граждан США. При этом перечень "мер воздействия" сократился с 16 до 6.
В частности, осталась норма о том, что правительство может вводить запрет или ограничение на ввоз продукции или сырья из США и других стран, также осталась норма о запрете для американских компаний (или с участием в капитале более 25%) на участие в контрактах по госзакупкам и в приватизации государственного имущества. В законопроект была внесена норма о том, что правительство вправе прекратить или приостановить действие международного сотрудничества с недружественными иностранными государствами, а также организациями, находящимися под их юрисдикцией. Неизменным остался теперь уже пункт 6 (статья 2), по которому могут быть приняты "иные меры" в соответствии с решением правительства.
Политика и экономика
На заседании профильного комитета - по экономической политике, которое состоялось сразу после принятие решения о модификации документа, депутаты интересовались у главы комитета Сергея Жигарева: чем законопроект отличается от принятого в 2006 году закона "О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации". Этот закон предусматривает, что в случае возникновения международной чрезвычайной ситуации, президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер. Речь идет о приостановлении реализации всех или части программ в области экономической, технической и военной помощи, а также запрещении финансовых операций или введении ограничений на их проведение. Кроме того, к экономическим мерам относятся запрещение внешнеэкономических операций или введение ограничений, приостановление действия международных торговых и иных договоров в области внешнеэкономических связей, изменение экспортных и импортных таможенных пошлин, а также запрещение или ограничение захода в порты РФ судов и использования воздушного пространства страны.
"Законопроект носит политические цели, у нас вся вот эта ситуация, она политически и экономически зависимая. То есть это две стороны одной монетки, с одной стороны - политика, а с другой стороны - экономика. Сегодня не очень понятно, кто этот процесс регулирует", - ответил на вопрос депутатов Жигарев.
"Я думаю, что принятые решения Госдепом США в том числе и по поводу отсрочки введения пошлин на алюминий и металлы, ряд других позиций, скорее всего, был вызван еще и тем, что был зафиксирован жесткий посыл со стороны Госдумы и нашей способности применять контрмеры", - поддержал коллегу первый зампред комитета по экономполитике Владимир Гутенев.
Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 15 мая, затем внести ко второму чтению поправки и до конца месяца принять в окончательном, третьем чтении. Планируется, что он вступит в силу со дня подписания.